Заочные электронные конференции
 
     
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕ¬СКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Елагина Вера Сергеевна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Вера Сергеевна Елагина

Челябинск, Россия

Развитиепрофессионально-педагогиче­ской направленности у студентов педагогического вуза

Подготовка студентов к педагогической деятельности в условиях воз­растающих требований к их профессиональным знаниям, практическим умениям и личностным качествам невозможна без целенаправленной и систематической работы по развитию у них профессионально-педагогиче­ской направленности.

К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубин­штейн, рассматривая ее как «совокупность “динамических тенденций”, выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек»1

В психолого-педагогической науке до сих пор нет общепринятого определе­ния понятия «направленность». Оно определяется как сово­куп­ность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно слож­ных и важных целей; как целостная система установок, побуждений, опре­деляющих избирательность отношений, ценностных ориентаций личности, доминирующих мотивов личности, определяющих ее отношение к дейст­вительности. Несмотря на такое разночтение понятия «направленность», можно заключить, что именно она определяет стойкое отношение человека к ок­ружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональ­ный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.

С понятием общей направленности личности тесно связано понятие «профессионально-педагогическая направленность», под которым мы пони­маем избирательное отношение к педагогической профессии, интерес к профессии учи­теля, ответственное от­ношение будущего учителя к своим педагогическим обязанностям.

В своих работах Н.В. Кузьмина неоднократно подчеркивала, что профессионально-пе­дагогическая направленность является необходимым условием положи­тельного отношения учителя к своей профессии и выступает как движущая сила развития педагогических способностей, как одна из предпосылок дос­тижения педагогического мастерства2. Она развивается на базе теоретических знаний, полу­чаемых при изучении педагогических дисциплин и подкрепляется собственным педагогическим опытом.

В декабре 2008 года нами было проведено исследование, целью ко­торого было определение уровня профессиональной направленности сту­дентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. В тестировании приняли участие студенты 5 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета (всего вы­борка составила 63 человек, из них 31 юноша и 32 девушки, что составляет 49,2% и 50,8% соответственно). Студентам был предложен тест, содержа­щий 20 суждений, предполагающих четыре варианта ответа: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «не­верно». Такой расширенный вариант ответов позволяет снять риск затрудне­ний студентами при выборе ответа.

Анализируя полученные ответы студентов, можно сделать следую­щие выводы:

  • 54,4% студентов находятся на низком уровне профессиональ­ной на­правленности. Их поступление в вуз обусловлено не интересом к будущей специ­альности, желанием рабо­тать в школе учителем, а другими причинами, на­пример, подчинением требованиям родителей; жела­нием получить диплом о высшем образовании и др. Студенты не видят ни­чего хорошего для себя в будущей профессии, приобретаемая профессия им малоинтересна и при возможности хотят сменить профессию.

  • 15, 6% студентов занимают средний уровень. Это группа студен­тов еще не при­няла однозначного решения: быть или не быть учите­лем. Многое в педаго­гической деятельности для них привлекательно, нра­вится работать с детьми, имеется собственный взгляд на школу, но социальная незащищенность учителя в обществе вызывает вполне оправ­данный страх за профессиональное будущее.

  • Только 30,0% студентов находятся на высоком уровне. Сту­дентам этой группы нравится профессия учитель. В будущем они плани­руют ра­ботать в школе, счи­тают профессию учителя делом своей жизни. Имеют круг знакомых и друзей, занимающихся проблемами школьного образова­ния.

Таким образом, меньше чем у половины опрошенных сформировано важ­ное качество личности – направленность как результат доминирующих мо­тивов, стремлений, позитивных отношений и интересов к профессии пе­да­гога. В то же время как более половины студентов идет в педаго­гические вузы не по призванию.

Именно поэтому, первостепенной задачей педагогического образо­вания становится пробуждение у студентов интереса, развитие позитивных мотивов к педагогической деятельности.

Высокая общая культура, высокоразвитые нравственные качества (убежденность, принципиальность, добросове­стность, гуманность, чест­ность и др.), добрая и любящая детей душа, способность принимать само­стоятельные решения и нести за них персо­нальную ответственность, дело­витость, целеустремленность, постоянное стремление к самосовершенст­вованию, потребность быть педагогом-исследователем, творцом – необходимые профессиональные и личностные качества и свойства современного педа­гога.

Не менее важными для успешной деятельности педагога являются качества педагога-профессионала и, прежде всего, его профессиональные знания, личное педагогическое творчество, развитые коммуникативные, умения, то есть все те качества, наличие кото­рых у учителя дает нам право говорить о его профессионально-педагогиче­ской компетентности. Быть компетентным, значит уметь разбираться в со­временных достижениях психолого-педаго­гической мысли, передовом пе­дагогическом опыте, уметь применять соб­ственные знания и педагогиче­ский опыт своих коллег в практической дея­тельности с учащимися, тем самым, совершенствуя образовательный про­цесс и повышая его эффектив­ность и качество.

Безусловно, в полной мере качества педагога могут проявляться и развиваться только в деятельности. Наличие у педагога определенных умений, про­являющихся в педагогической деятельности, является важной и необходи­мой составляющей профессионально-педагогической направ­ленности. Самая хорошая теоретическая подготовка без раз­витых педаго­гических способностей, сформированных профессиональ­ных умений, обеспечивающих практическую реализацию накопленных знаний в работе с учащимися, останется лишь ненужным грузом неисполь­зован­ных знаний.

По мнению многих ученых, профессионально-педагогические уме­ния следует рассматривать как совокупность правильно выполняемых, как операционально, так и по содержанию, эвристических умственных и прак­тических действий субъектом педагогической деятельности при решении педагогических задач, обеспечивающих достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Обобщая различные подходы к определению педагогических уме­ний, можно выделить следующие умения: 1) гностические умения; 2) проектировочные умения; 3) конструктивные умения; 4) организаторские умения; 5) перцептивные умения; 6) коммуни­кативные умения; 7) ис­следовательские умения.

Особое внимание в последнее время уделяется значению и развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагога, в которых проявляется чувство объекта, чувство меры и такта.

С нашей точки зрения, содержание педагогической направленности образовательного процесса в сфере подготовки студента к работе в школе составляет систему связей содержания изучаемых дисциплин и внеауди­торной работы с конкретными задачами воспитания, обучения и развития и совокупностью средств, направленных на формирование личности будущего учи­теля.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности не ограни­чивается формированием комплекса необходимых профессиональных ка­честв и совокупности уме­ний и навыков, а ставит задачу постоянного на­копления опыта творческого решения коммуникативных и дидактических задач, постоянного повышения уровня познава­тельной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообра­зования. Умению эффективно решать педагогические задачи можно научить студентов только путем обучения способам выполнения умственных и практических действий. Опираясь на имеющиеся знания и субъектный опыт, они теоретически соотносят средства, предмет и предполагаемый результат своего действия и переносят его в практическую деятельность учителя.

В развитии профессионально-педагогической направленности буду­щего учителя существенная роль принадлежит педагогической практике, цель которой развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, практических навыков работы в образовательных учрежде­ниях.

Таким образом, устойчивость профессионально-педагогической на­правленности определяется постоянством интересов и профессиональных потребностей, а ее интенсивность проявляется в активности учителя при выполнении своих профессиональных обязанностей.

1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии В 2 т. /С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика. – Т.1. – 1989. – С. 119.

22 Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя /Н.В. Кузьмина. – Л., 1967.

4

Библиографическая ссылка

Елагина Вера Сергеевна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕ¬СКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4474 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат