Заочные электронные конференции
 
     
Интеграция как многоканальный путь воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Иванова Н.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИНТЕГРАЦИЯ КАК МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ПУТЬ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Иванова Н.Н.

ГОУ ВПО « Якутский государственный университет имени

М.К.Аммосова»

Педагогический институт

Якутск, Россия, Республика Саха (Якутия)

Интеграция – важное требование современной науки и цивилизации в целом.

Интеграция является стратегической задачей развития системы специального образования в современных условиях, способствующей мировоззренческому развитию личности, формированию целостного представления о явлениях культуры и искусства.

Успешность интеграции рассматривается в осуществлении гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в психолого-педагогическом сопровождении детей в образовательном пространстве, во взаимодействии с семьей, «включения » ребенка в продуктивную деятельность.

В Концепции реформирования системы специального образования (1999) отмечено, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»

категория детей с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов и дальнейшей социализации в обществе.

Интеграция рассматривается нами как нормализирующий фактор в социальной адаптации , включающий в себя воздействие социального окружения и общества на личность ребенка с его активной жизненной позицией в природо-социо-культурной среде.

В системе специального образования интеграция становится ведущим направлением в индивидуальной траектории развития личности в коррекционно-развивающем образовательном пространстве.

Развитие системы специального образования на рубеже ХХI века определяет приоритетное направление социальной интеграции «раннего включения» ребенка в образовательном процессе, предусматривающей программу психолого-педагогического сопровождения развития личности, ее мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самопознанию, саморазвитию, самообразованию. Именно поэтому интеграция предметная, внутрипредметная и межпредметная становится одним из элементов инновационных педагогических технологий.

Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов – то есть объединения их в единое целое.

От правильного выбора педагогической технологии, которая будет работать на индивидуальную траекторию развития личности адекватной возможностям зависит реабилитация ребенка, интеграция индивидуума в обществе, его взаимоотношения с окружающим миром.

Оптимальной педагогической технологией для категории детей с ограниченными возможностями здоровья является гибкая динамическая система обучения и воспитания,

определяющая, что:

- ребенок равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества;

- более дифференцированное «пошагово-индивидуальное» обучение с применением инновационных педагогических технологий;

- обязательное включение родителей в образовательную и реабилитационную среду обучения и воспитания;

- модель интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла – качественно новое выстраивание взаимодействия педагогов, ученика и родителей;

Гибкая динамическая система обучения и воспитания предполагает интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла, способствующая созданию комфортных условий для обучения с учетом индивидуальных и психофизических особенностей каждого ученика, организации благоприятной атмосферы ситуации успеха, усиления практической, коррекционной направленности обучения, дальнейшей работы по коррекции познавательной деятельности личности в целом.

Концептуальными в создании гибкой динамической системы обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья стали идеи по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла:

- ребенок как уникальная личность;

- идея защиты ребенка, его индивидуальности;

- интеграция всех процессов педагогической системы (обучения, воспитания, развития, коррекция) исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком;

Системообразующим видом деятельности в коррекционно-образовательной и развивающей системе коррекционного образовательного учреждения стала познавательная деятельность, носящая творческий характер в сотрудничестве с родителями, общественными организациями, воспитательными комплексами – тематические периоды и ключевые творческие дела.

Гибкая динамическая система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определена как гуманистическая, развивающая, открытая для ученика, родителя и учителя.

В структуре включены четыре блока: гуманитарно-эстетический блок, решающий задачи в работе предметной, межпредметной интеграции; студийной работы; литературно-музыкальная гостиная «Гармония» в партнерстве: педагог-ученик-родитель;

блок психолого-педагогического изучения личности; программы поддержки ученика, решающий задачи в реализации индивидуальной программы развития личности, разработанной психологической службы школы; познавательный блок, решающий свои задачи через систему интеллектуального, эмоционального, творческого развития личности в процессе экскурсии в музеи, театры, в ходе поездок, интеллектуальных игр; блок декоративно-прикладного творчества, решающий свои задачи в ходе работы клуба «Лоскутная мозаика»;

Итак, целью интеграции является создание максимально благоприятных и комфортных условий для получения каждым учеником образования, адекватным его возможностям, а также формирования и развития социально-успешной личности. обладающей определенными социальными знаниями и практическими навыками.

Интеграция как многоканальный путь воздействия на личность позволяет сблизить процессы воспитания, обучения, развития и коррекции, что является решением наиболее значимых проблем современной педагогики.

Литература

1.Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения/Сост.А.Ю.Исаков, О.Е.Грибова. – М. 1999 – С.132.

2.Валицкая А.П.Интеграция и стратегии педагогического образования. / Образование и культура Северо-Запада России. Вестник северо-западного отделения российской академии образования. Выпуск 2., СПб., 1997 – С.77./

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

1.Фамилия, имя, отчество Иванова Наталья Николаевна

2.Ученая степень, ученое звание соискатель

3. Учреждение, должность Педагогический институт ЯГУ,

старший преподаватель кафедры

профессиональной педагогики,

психологии и управления образованием

4.Почтовый адрес 677007 Республика Саха (Якутия) г.Якутск,

ул.Октябрьская дом 5 кв. 18.

5.e-mail er4im@ mail.ru.

6.Название доклада «Интеграция как многоканальный путь

воздействия на ребенка с ограниченными

возможностями здоровья.»

7.Название конференции Всероссийская научно-практическая Интернет-

конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании»

с международным участием.

8.Оплата целевого взноса участника конференции сумма: 330 рб.

номер платежного документа:5755

дата оплаты: 5ноября 2009 г.

Библиографическая ссылка

Иванова Н.Н. Интеграция как многоканальный путь воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4850 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат