Заочные электронные конференции
 
     
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М., Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М.,

Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д.

Национальная металлургическая академия Украины

Днепропетровск, Украина

Педагогическая квалификация определяется совокупностью знаний и умений, которые необходимы преподавателю для обучения студентов. К ним относятся, например, знания организации и содержания учебного процесса, структуры и содержания учебных планов и других учебных документов, умения подготавливать и проводить учебные занятия, навыки коммуникации со студентами и коллегами.

Педагогическая квалификация (наряду с общей научной и научно-технической квалификацией по специальности) преподавателей высших технических учебных заведений является важной составляющей их эффективной профессиональной деятельности.

Общую научную и научно-техническую квалификацию преподаватели высших технических учебных заведений приобретают на протяжении достаточно длительной учебы в качестве студента, аспиранта (или докторанта) в признанных научных школах ведущих вузов, и высокий уровень этой подготовки не вызывает сомнений.

В то же время, педагогическая квалификация, которая формируется в основном на базе практического опыта (своего, коллег по кафедре и вузу, ведущих профессоров, которые их учили), имеет мало формализированный, неупорядоченный, ограниченный по содержанию, форме и совокупности педагогических приемов характер. Получение фундаментального педагогического образования, которое предоставляют высшие учебные заведения педагогического профиля, для преподавателей, которые уже имеют высшее техническое образование, нереально из-за продолжительности и целевой направленности учебного процесса в этих вузах. Короткие курсы, например, «Основы педагогики», которые читаются для аспирантов и молодых преподавателей технических вузов, также не являются достаточно эффективными для реального формирования педагогической квалификации.

Известны разработки ведущих педагогов, которые содержат ценные рекомендации относительно подготовки и проведения определенных видов занятий. Однако они не охватывают всего комплекса вопросов организации учебного процесса в высших заведениях технического профиля. Кроме того, эти разработки базируются на нормативно-организационных особенностях другого времени, и потому современному преподавателю тяжело соотнести их с актуальными сегодня реалиями учебного процесса.

Наиболее эффективным и реальным (с нашей точки зрения) путем овладения основами и повышения педагогического мастерства является самостоятельное изучение сжатого по объему, но полного по содержанию, тщательным образом отобранного на основе обобщения опыта ведущих преподавателей-практиков, материала относительно подготовки и проведения основных видов учебных занятий, организации учебного процесса и его документального сопровождения.

Авторами на основе собственного многолетнего опыта работы преподавателями высшего технического учебного заведения разработана концепция решения этой сложной и важной задачи.

Основные положения концепции определяют:

- представление педагогической деятельности в высшем техническом учебном заведении как системы взаимодействующих субъектов;

- номенклатуру основных субъектов учебного процесса и требования к их квалификации и компетенциям;

- виды и структуру работ, которые включает педагогическая деятельность в высшем техническом учебном заведении;

- особенности различных видов взаимодействий (делового, поведенческого, коммуникативного) субъектов учебного процесса;

- единый подход к рассмотрению разных видов педагогической деятельности;

- отношение к студенту как равноправному участнику учебного процесса;

- практическую направленность и лаконичность рекомендаций.

Эти положения концепции реализованы в опубликованном учебном пособии, которое рекомендовано Министерством образования и науки Украины к использованию в высших технических учебных заведениях.

Материалы разработки успешно используются при чтении лекций по педагогике высшей школы молодым преподавателям, слушателям ФПК, аспирантам и магистрам соответствующих направлений подготовки.

Библиографическая ссылка

Величко А.Г., Иващенко В.П., Ясев А.Г., Климашевский Л.М., Британ В.Т., Потап О.Е., Рожков А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4855 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат