Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аникина А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аникина А.В.

Нижегородский государственный педагогический университет

Нижний Новгород, Россия

В изучении экологии непреходящее значение имеет учебная деятельность школьников непосредственно в природной среде, к сожалению не получившая широкого распространения в школьной практике. Учителя, подчёркивая важность данной формы обучения, отмечают, что она носит дискретный, фрагментарный характер. Это особенно показательно для городских школ, когда экологическая деятельность учащихся основана на выездных формах в места со слабо изменённым городским ландшафтом.

Организация учебной деятельности школьников по изучению биоты в естественных полевых условиях связана с принципом визуализации, или наглядности, обеспечивающим надёжную связь рационального познания и чувственного (восприятия). Высокая значимость данного принципа раскрывалась в трудах П.Н. Груздева, И.Ф. Свадковского, И.Т. Огородникова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, Л.В.Занкова и других учёных.

И.Г. Песталоцци признавал наглядность абсолютной основой всякого познания. Л.В. Занков смысл принципа наглядности определяет тем, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности. Наглядность в понимании Я.А. Коменского связана с восприятием предметов и явлений органами чувств. «Золотое правило дидактики», сформулированное им, гласит: всё видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, т.е. процесс познания требует включения по возможности большего количества рецепторов. А что как не живая природа позволяет наиболее эффективно осуществить реализацию данного правила.

Принцип визуализации регулирует восхождение познания школьников от чувственно–наглядного к абстрактно–логическому, от наглядности чувственно–конкретной (живые объекты изучения, рисунки, модели и т.д.) к наглядности абстрактной и символической (схемы, таблицы, графики).

Наглядность способствует прочности усвоения знаний: образы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти. Визуализация способствует не только более глубокому усвоению учащимися теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью, практической деятельностью; повышает интерес и внимание учащихся к знаниям и делает процесс усвоения более лёгким.

Противоречия, сложившиеся между высоким образовательным потенциалом живой природы города и его недостаточным использованием в экологическом образовании школьников, определяют актуальность элективного курса «Мир живой природы родного города», основная часть которого предполагает непосредственную деятельность школьников в естественно природной среде.

Высокий образовательный потенциал живой природы города обеспечивает выполнение следующих функций:

1) наглядно–образное восприятие городской биоты, доступное каждому учащемуся и формирование мотивации на её познание;

2) рационально–логическое познание компонентов и экологических взаимосвязей в природе, степень их трансформации в результате антропогенного воздействия;

3) практико–созидательная деятельность по решению экологических проблем городской флоры и фауны.

Анализ исследований по философии образования, педагогике и педагогической психологии показал, что приоритетной основой в развитии современного образования выступает личностно-деятельностное обучение, согласно которому особое место в учебно–воспитательном процессе занимает не только индивидуальность, субъективный опыт каждого школьника, но и его активная учебно–познавательная деятельность, неразрыв­ная связь учащегося с окружающей природной средой, его непосредственное взаимодей­ствие с ней как необходимое условие развития личности.

Выбирая технологии организации учебно–познавательной деятельности, необходимо учитывать не только возрастные особенности школьников, но и своеобразие изучаемых объектов и явлений.

Изучив психолого–педагогическую литературу, нами были выделены наиболее ярко выраженные особенности подросткового возраста: стремление к самостоятельности, самореализации, творчеству, потребность в общении, профориентации и реализации общественно полезной деятельности, формирование критического мышления, интерес к внеурочным формам организации учебной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что биота, в том числе и городская, сама по себе обладает высоким потенциалом для организации учебно–познавательной и исследовательской деятельности школьников, то можно придти к логическому выводу о том, что познавать природу, её особенности, взаимосвязи различных компонентов в ней и её экологическое состояние необходимо в природных, естественных условиях.

Таким образом, наиболее эффективными для организации изучения животного и растительного мира в рамках личностно–деятельностного подхода являются такие практико–ориентированные формы организации учебной деятельности школьников, как экскурсии, проекты и полевые практикумы, лежащие в основе методической системы элективного курса «Мир живой природы родного города», направленного на формирование экологической культуры.

Именно эти формы работы школьников обладают высоким потенциалом для развития познавательных интересов и творческой активности, стимулируют его мыслительную деятельность, способствуют развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к общению и творческой деятельности, позволяют распознать их насущные интересы и потребности. Школьные экскурсии и полевые практикумы реализуют такие дидактические принципы как научность, связь обучения с жизнью, визуализацию и др., способствуют формированию экологической культуры.

В ходе проектов и полевых практических работ школьники вырабатывают и закрепляют практические умения ведения в природе исследовательской деятельности и установления взаимосвязей как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека.

Уровневое освоение содержания курса «Мир живой природы родного города» базируется на идеях системной дифференциации (Н.И. Чуприкова) как стержне личностного развития учащихся в процессе их включения в деятельность по изучению городской биоты в естественных условиях. Процесс изучения курса включает три этапа:

1) мотивационно–ознакомительный;

2) информационно–познавательный;

3) проектно–практический.

На первом мотивационно–ознакомительном этапе даётся общее целостное представление о биоте родного города, визуально воспринимаемое учащимися. В процессе обзорной экскурсии в близ лежащий парк, лес, сад, на овраг «Лесное братство» обращается внимание школьников на значимость городской биоты, историю её формирования, эстетическо–художественную ценность. Эмоциональное восприятие учащимися живой природы достигается через контрастные нравственно–эстетические категории: прекрасное–безобразное, гармония–хаос. Отмечается неповторимость нетронутых участков городской биоты с одной стороны и дисгармония – с другой. Живое созерцание природы вызывает эмоциональное переживание и формирует мотивацию к её изучению.

Кроме этого на данной экскурсии у школьников формируются навыки определения и систематизации увиденных объектов животного и растительного мира без использования специальной литературы – определителей; собирается материал для создания гербария (как уже известные, так и не знакомые учащимся растения), который позднее будет использоваться на лабораторных занятиях.

На втором информационно–познавательном этапе последовательно осуществляется два направления деятельности: аналитико–дифференциальное и системно–экологическое.

В рамках первого направления учащиеся включаются в деятельность по изучению отдельных компонентов биоты с целью усвоения отдельных экологических знаний. Для этого проводятся эколого–орнитологическая экскурсия «Пернатые соседи» и лабораторный практикум «Вокруг света».

Эколого–орнитологическая познавательная экскурсия «Пернатые соседи» проводится с целью:

– наблюдения за особенностями окраски и поведением птиц в природе;

– изучения видового разнообразия птичьего населения и его зависимости от структуры кормовой базы,

– формирования навыков учащихся определять отдельных представителей орнитофауны по внешним признакам и по пению.

На этой экскурсии учащиеся знакомятся с комплексом синантропных птиц, часто встречающихся в населённых пунктах, и у учащихся не вызывает особых затруднений их определение. Поэтому внимание школьников должно быть обращено на единство и постоянство этого орнитологического комплекса.

Кроме этого данная экскурсия даёт представление о весьма разнообразных экологических условиях для гнездования и трофической деятельности птиц. Это сочетание различных по архитектуре строений, древесных и кустарниковых насаждений в скверах и парках, пустырей. Особое внимание стоит обратить на высокую степень зависимости синантропных птиц от человека и результатов его деятельности, так как их эволюция на последнем этапе протекала в неразрывной связи с человеком.

Лабораторный практикум «Вокруг света» помогает учащимся по ранее собранному растительному материалу разобраться в особенностях биоразнообразия, морфологического строения и структуры местной флоры, определить экологические типы растений по отношению к водному, тепловому и световому режиму. Кроме этого школьники, изучив историю формирования растительных сообществ родного города, делят засушенные растения на две группы – местные виды и пришлые виды и составляют гербарий.

Логика системно–экологического направления предполагает обобщение содержания на новом теоретическом уровне с формированием основных понятий курса: синантропизация, рудеральность, акклиматизация, антропогенный фактор, степень антропогенной дигрессии, экологические проблемы, охрана живой природы города и т.д. Содержание обобщается в процессе проведения практикумов «Он же памятник!», «Человек на природу...» и «Особо охраняемые!»

Полевой (лабораторный) практикум «Он же памятник!» проводится с целью выявления и описания памятников живой природы на территории родного города. В ходе данной работы у учащихся не только формируются знания об уникальных невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природных объектах, и специфические навыки их паспортизации, но и чувство ответственности за их сохранение и восстановление.

Полевая практическая работа на тему «Особо охраняемые!»непосредственно знакомит учащихся с природным комплексом, находящимся в особых условиях своего существования: с одной стороны это урбоценоз, находящийся в пределах крупного промышленного, густозаселённого города, с другой стороны – это особо охраняемая природная территория, на которой ещё сохранились участки естественной растительности с её обычным, природным фаунистическим комплексом.

В ходе практикума школьники изучают биоразнообразие живой природы дубравы, как примера малоизменённого природного комплекса; сопоставляют видовой состав растительного мира и орнитофауны территории с видами, исторически заселявшими данную местность с использование дополнительной литературы, а так же выявляют степень антропогенного изменения природного комплекса с использованием методов биоиндикации.

В ходе полевой практической работы «Человек на природу... » школьники должны определить степень антропогенного влияния на биотический компонент природы города в результате хозяйственной деятельности человека. Учащиеся изучают причины и последствия сокращения биоразнообразия и общей численности живых организмов, сокращения площади зелёных зон города, мозаичность и фрагментацию в расселении животных и растений в городе. Учащиеся должны понять всю серьёзность экологического состояния городской биоты и смоделировать все возможные последствия её дальнейшего развития. В результате практикума учащиеся, на основе полученных теоретических знаний и практических навыков разрабатывают стратегию охраны флоры и фауны родного города.

На третьем проектно–практическом этапе изучения элективного курса «Мир живой природы родного города» учащиеся переходят с позиций стороннего наблюдателя к осознанию необходимости созидательной деятельности для достижения гармонии в отношении природного окружения. Предполагается включение учащихся в природно–охранную деятельность по восстановлению и охране животных и растений с помощью проектов практико ориентированного характера.

Проект внутришкольного озеленения «Зелёный уголок» позволяет не только закрепить теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Полевая практическая работа на тему «На отдыхе» является заключительной и объединяет познавательную и созидательную деятельность учащихся.

Целью практикума является оценка экологического состояния биоты пригородной зоны города, выявление степени рекреационной деградации растительного покрова лесных экосистем (вытаптывание, кострища, сокращение ярусности, снижение рекреационной привлекательности) и принятие конкретных природоохранных мер (очищение леса от подроста, уборка территории от веток и мусора, посадка новых здоровых деревьев, установка агитационных плакатов природоохранного содержания и т.д.)

Апробация данного элективного курса и форм экскурсионно–практической деятельности в естественных условиях показала высокую эффективность, способствуя формированию экологически компетентной личности, способной к определению экологического состояния животного и растительного мира окружающей природной среды и решению экологических проблем, связанных с городской биотой.

Библиографическая ссылка

Аникина А.В. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ БИОТЫ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4896 (дата обращения: 18.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка