Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Формирование предпринимательской культуры в образовательном учреждении инновационного типа. Методы обучения, используемые в АСБИ ТГАСУ
Вершинина Н.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Формирование предпринимательской культуры в образовательном учреждении инновационного типа.

Методы обучения, используемые в АСБИ ТГАСУ

Вершинина Н.С.

Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор (АСБИ ТГАСУ)

Томск, Россия

В современном мире к человеку предъявляются очень высокие требования. Мы должны быстро реагировать на изменения окружающей среды, на лету схватывать информацию, находить нестандартные способы выхода из ситуации, уметь анализировать ситуацию и быстро принимать верное решение. Все это помогает не отстать от жизни и идти в ногу со временем.

Размытость социально-экономических перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Сегодня формируется идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал».

Однако этот идеал предполагает, что профессионал, а тем более успешный профессионал — это не только конкретные знания и умения. Развитость социально-психологических компетенций личности - это основа, залог способности человека проявить свои преимущества перед потенциальными конкурентами, которых сегодня более чем достаточно. В связи с этим перспективными и актуальными оказываются программы по приобретению и развитию студентами навыков и способностей, выходящих за рамки того набора, который необходим для освоения данной конкретной специальности. Важным аспектом такого развития можно назвать формирование предпринимательской культуры в образовательном учреждении, что является одной из основных задач архитектурно-строительного бизнес-инкубатора ТГАСУ (АСБИ ТГАСУ). Для реализации этой задачи в бизнес-инкубаторе используются различные методы в рамках проводимых нами мероприятий таких, как: День открытых дверей, конференция «Технологии достижения успеха», программа дополнительного образования «Развитие предпринимательских качеств старшеклассников и студентов» и других.

Стоит отметить, что говоря о развитии предпринимательских качеств, мы подразумеваем начальный этап развития тех социально-психологических компетенций, которые в дальнейшем будут полезны для студентов при создании собственного бизнеса. К таким качествам относятся: умение работать в команде над решением общей задачи, выбирать соответствующую стратегию взаимодействия с партнёрами, эффективно воспринимать и использовать информацию, толерантность к неопределённости, умение активизировать и использовать собственные ресурсы, осознанное целеполагание, умение качественно и грамотно осуществлять самопрезентацию.

Итак, методы обучения, применяемые в АСБИ ТГАСУ.

Репродуктивные методы.

Объяснительно-иллюстративное изложение.

Используется достаточно часто в рамках Дней открытых дверей и конференций, проводимых в АСБИ. Как правило, это презентации, посвящённые знакомству с бизнес-инкубатором, его возможностями и задачами, которые сопровождаются демонстрацией слайд-шоу.

Демонстрационный и иллюстративный методы совместно с дискуссией (не игровой активный метод) применяются сотрудниками во время проведения тематических круглых столов, когда обсуждается какая-то заранее определённая ведущим тема, при этом используются различные пояснительные наглядные средства — схемы, презентации, зарисовки на доске и т.д.

Активные методы.

Активные игровые и не игровые методы обучения используются в данный момент в бизнес-инкубаторе, однако, планируется их более широкое применение в ближайшем будущем.

Дискуссия как вспомогательный метод используется очень широко. Например, в проведении вышеупомянутых круглых столов; в процессе деловых игр; в тренинговых занятиях со студентами и сотрудниками АСБИ.

Мозговой штурм. В отдельно взятом варианте применялся в рамках Дня открытых дверей, когда школьникам предлагались задачи проблемного характера. Участники в течение 5 минут должны были найти неординарные решения и выбрать лучшее из них. Например, придумать конструкцию ёмкости для сбора ягод, более удобную и функциональную, чем ведро. Кроме того, метод мозгового штурма — неотъемлемая часть групповой и командной работы со студентами в рамках обучающих программ.

Кейс-метод (Case-study) — планируется применение данного метода в рамках программы развития предпринимательских качеств старшеклассников и студентов. В частности кейс-метод предполагается использовать в блоке «Толерантность к неопределённости», где участникам будут предложены сложные ситуации, не имеющие конкретного решения и требующие нестандартного и гибкого подхода. Использование этого метода имеет в данном случае двоякую цель: во-первых - выработка навыка принятия решения в неопределённой ситуации, а, во-вторых - выявление тех студентов, у которых наиболее ярко выражена исследуемая черта, то есть толерантность к неопределённости.

Кроме того, по отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный подход, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и другие.

Деловая игра — активно используется в бизнес-инкубаторе. В частности в рамках проведения информационно-методической конференции студентов и старшеклассников «Технологии достижения успеха» и Дня открытых дверей АСБИ ТГАСУ. Для этих мероприятий были специально разработаны сценарии деловых игр «Инновации» и «Бизнес-идеи», целью которых является моделирование ситуации, способствующей эффективному профессиональному целеполаганию, командообразованию, развитию креативности и психологической гибкости в решении профессиональных задач. В дальнейшем также планируется проведение деловых игр в рамках развивающей и обучающей программы для студентов в блоке «Креативность».

Ролевая игра — планируется применение данного метода в блоке «Направленность личности в общении» (ролевая игра «Колобок», позволяющая проиграть различные варианты стратегии манипулирования) и в блоке «Стратегии делового взаимодействия» (ролевая игра «Аэропорт», позволяющая выработать наиболее выгодную стратегию общения и навык взаимопонимания).

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно — планируется использование данного метода на занятиях по формированию бизнес-команд для анализа возникающих бизнес-идей или появившихся проблем, так как данный метод позволяет сделать обширный анализ ситуации или идеи с шести различных позиций и увидеть их возможные достоинства и недостатки. Это позиции: выяснение конкретных фактов; эмоциональное отношение к проблеме; критическая оценка; позитивная оценка; нетрадиционные пути решения, творческий взгляд на ситуацию; философский подход к проблеме.

Кроме того, в рамках развивающей и обучающей программы для старшеклассников и студентов и в процессе формирования бизнес-команд в дальнейшем планируется комплексное применение командных и дискуссионных методов работы, направленных на актуализацию и развитие различных качеств и навыков студентов, способствующих их более успешной реализации себя в качестве предпринимателей. Данная программа является практико-ориентированной, теоретические компоненты не выделены в отдельные блоки, а являются внутренней частью практических занятий. В рамках программы работа со студентами будет проходить в тренинговом режиме, который предполагает комбинированное использование различных методов: индивидуальные и групповые беседы, ведение дискуссии, мозговой штурм, упражнения, активная рефлексия, деловые и ролевые игры, кейс-метод, самопрезентация, работа всей группы и командная работа по подгруппам..

Результатом формирования предпринимательской культуры в АСБИ ТГАСУ как образовательном учреждении инновационного типа должно стать, прежде всего, повышение уровня развития ключевых и базовых профессионально-личностных компетенций, которое заключается в следующих характеристиках личности, обеспечивающих ее успешность:

- готовность к решению жизненных задач – способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их со стремлениями других людей, планировать результат и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

- готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;

- готовность к эффективной коммуникации – способность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

- готовность к самопознанию — способность к рефлексии своего актуального состояния, способность понимать и осознавать собственные жизненные цели и задачи, эффективно использовать и развивать имеющиеся личностные ресурсы, готовность осваивать новые.

Выше описанные методы были апробированы в рамках проведения тренингов с сотрудниками АСБИ ТГАСУ. Успешность результатов внедрения данных методов зависит от правильного выбора и постановки целей, от понимания сущности основных особенностей технологии инновационного обучения.

Список литературы

  1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 200 с.

  2. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.

  3. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — Киров, 1995. - 152 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. — М.: Генезис, 2003. — 272 с.

  5. Современные технологии обучения в высшем профессиональном образовании: учебно-методическое пособие /сост. Э.Н. Беломестнова, А.Н. Древаль и др.; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 129 с.

Библиографическая ссылка

Вершинина Н.С. Формирование предпринимательской культуры в образовательном учреждении инновационного типа. Методы обучения, используемые в АСБИ ТГАСУ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/4927 (дата обращения: 18.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка