Заочные электронные конференции
 
     
Явление адгезии в щебеночно-мастичных асфальтобетонах
Идрисов М.Р., Кемалов Р.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Явление адгезии в щебеночно-мастичных асфальтобетонах

Идрисов М.Р., магистрант кафедры ХТПНГ КГТУ

Кемалов Р.А., к.т.н., доцент кафедры ХТПНГ КГТУ

Зерновой состав щебеночно-мастиного асфальтобетона (ЩМА) включает высокое содержание фракционированного щебня (70-80% по массе) с улучшенной (кубовидной) формой зерен с целью создания максимально устойчивого минерального остова в уплотненном слое покрытия. Сдвигоустойчивость покрытия из ЩМА, характеризующая сопротивление колееобразованию, обеспечивается, главным образом, требуемым значением коэффициента внутреннего трения. Поэтому в песчаной части смеси применяется исключительно песок из отсевов дробления горных пород, так как природный песок снижает коэффициент внутреннего трения. Кроме того, высокое содержание крупной фракции каменного материала в ЩМА позволяет получить шероховатую поверхность покрытия и обеспечить требуемые значения коэффициента сцепления колеса с покрытием.

Кривые зерновых составов минеральной части ЩМА существенно отклоняются от кривых плотных смесей (Рис. 1) [1].

Рисунок 1 – Кривые зерновых составов минеральной части ЩМА и плотных смесей

Принципиальная разница между ЩМА и обычным асфальтобетоном заключается в том, что допуск на размер щебня в асфальтобетонной смеси намного шире, чем в ЩМА. Обусловлено это наличием большего объема пустот в асфальтобетонной смеси, которые необходимо заполнить более мелкими фракциями. В ЩМА основную структуру составляет крупный щебень, а мелкий служит только для создания "мастики", заполняющей пустое пространство в щебеночном скелете (рис. 2). Тем самым достигается лучший контакт минеральной части и битумного вяжущего.

Рисунок 2 – Отличие структуры обычного асфальтобетона от структуры щебеночно-мастичного асфальтобетона

Однако при укладке дорожного полотна из щебеночно-мастичного асфальтобетона одной из важнейших проблем остается адгезия (прилипание) битумного материала к камню. Решение данной проблемы рассматривалось в рамках создания стабилизирующих добавок к ЩМА. В результате были разработаны полимерные модификаторы, которые увеличивают адгезионные взаимодействия внутри структуры покрытия (таблица 1).

Таблица 1 – Показатель адгезии для битум-полимерных композиций различного состава

Номер образца

Состав БПВ, % мас

Сцепление с щебнем Павловск. Гранит., котр. Образец №

Битум БНД 90/130

Полимер А

Пластификатор А

Пласти-

фикатор Б

Раствори-

тель

1

2

3

4

5

6

7

1

98

-

2

-

-

1

2

96

-

4

-

-

2

3

93

-

7

-

-

2

4

91

-

9

-

-

3

5

98

-

-

2

-

1

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

6

96

-

-

4

-

1

7

93

-

-

7

-

2

8

91

-

-

9

-

2

9

99

1

-

-

-

2

10

98

2

-

-

-

2

11

97

3

-

-

-

1

12

95

3

2

-

-

2

13

95

3

-

2

-

2

14

93

3

-

4

-

2

15

93

3

2

-

2

2

16

91

3

-

4

2

2

17

98

0,86

-

0,57

0,57

2

18

96

1,72

-

1,14

1,14

1

19

93

3

-

2

2

1

20

91

3,86

-

2,57

2,57

2

Битум БНД 90/130 (УФА)

3

Требования ГОСТ 22245-90 БНД 90-130

 

Требования Росавтодора

2

Процесс образования адгезионной связи обычно делят на две стадии. На первой, так называемой транспортной стадии, про­исходит перемещение молекул адгезива (клеющего вещества, связующего) к поверхности субстрата (тело, на которое нано­сится адгезив) и их определенное ориентирование в межфазном слое, в результате чего обеспечивается тесный контакт между молекулами и функциональными группами молекул адгезива и субстрата. Протеканию первой стадии процесса адге­зии способствуют повышение температуры и давления, а также перевод одной из фаз (обычно адгезива) в жидкое состояние растворением или плавлением. Более тесный контакт между адгезивом и субстратом достигается после тшательной очистки взаимодействующих поверхностей.

С точки зрения адсорбционной теории сцепление между поверхностями адгезива и субстрата на достаточно близком расстоянии обусловлено действием межатомных и межмолекулярных сил. Как правило, возникающие связи являются вандерваальсовыми (вторичными). Сюда же можно отнести и водородные взаимодействия. Кроме того, в направлении, перпендикулярном границе раздела фа, могут образовываться и химические взаимодействия. Такое явление (хемосорбция) состоит в генерировании ионных, ковалентных или металлических межфазных связей, называемых первичными [2].

В разработанном полимерном модификаторе в качестве пластификатора был выбран полимер, обладающий концевыми SH-группами. Предположительно между водородом данной группы и атомом кислорода на поверхности минерального камня образуется водородная связь. Следует также сказать, что в составе выбранных пластификаторов имеются активные центры, состоящие из соединений серы, что приводит к вулканизации пластификаторов при их введении в битум. Происходит армирование системы. Это в совокупности с водородными связями и возможным образованием химических связей между серой в битум-полимерной композиции и металлами в камне усиливает адгезионное соединение в щебеночно-мастичном асфальтобетоне.

Список использованной литературы:

1. Стебаков А.П., Кирюхин Г.Н. Щебеночно-мастичный асфальтобетон - будущее дорожных покрытий/ А.П. Стебаков, Г.Н. Кирюхин// "Строительная техника и технологии" №3, 2002г

2. Кинлок Э. Адгезия и адгезивы/ Э. Кинлок; перевод с англ. А. Б. Зильберман. – М.: Мир, 1991. – 484с.

Библиографическая ссылка

Идрисов М.Р., Кемалов Р.А. Явление адгезии в щебеночно-мастичных асфальтобетонах // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4938 (дата обращения: 23.04.2024).



Сертификат Получить сертификат