Заочные электронные конференции
 
     
Изучение мотивации учебной деятельности студентов и критерии ее оценки
Смирнов А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Изучение мотивации учебной деятельности студентов

и критерии ее оценки

Смирнов А.В.,

Бугульминский филиал Казанского государственного

технического университета им.А.Н.Туполева

savalesmit@mail.ru

Жизненные планы студента связаны с получением высшего образования, обеспечением материального благополучия, определением в профессиональном жизнеустройстве, приобретением статуса, решением семейных проблем. Личностный смысл связан с оценкой жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Многие отечественные ученые: В.Г. Асеев1, Б.С. Братусь2, В.И. Додонов3 и другие - занимались изучением ценностных ориентаций как компонента потребностно - мотивационной сферы личности.

Мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации деятельности, где она выступает как позиция субъекта и зависит от активности, целеполагания, предвидения результатов достижения, готовности к неожиданностям, способов включения в деятельность, от эмоционально-волевых переживаний.

В учебной деятельности мотивационная сфера личности студента выступает в качестве главного источника и движущей силы успешности всей учебной деятельности (рис.1).

Схема анализа мотива, предложенная А.Н. Леонтьевым, - это уровень субъект - объектных отношений в актуальной деятельности. Мотив, согласно определению А.Н. Леонтьева, означает «то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность, как на побуждающее ее». С точки зрения А.Н. Леонтьева, мотив обнаруживается в деятельности, характеризует деятельность и до деятельности не существует. Решающим для понимания психологической специфики мотива в рамках данного подхода является различение между понятиями «смысл» и «значение», на котором настаивал А.Н. Леонтьев. Значение представляет единицу общественного сознания, выраженную в языке. Отдельный человек не создает, а усваивает значения. Поэтому система значений выступает как знание и принадлежит сознанию. Мотивы деятельности отличаются от мотива как единицы сознания, существующего в форме значения. Они придают деятельности субъективный, личностный смысл; смысл деятельности определяется ее мотивом. Смысл и значение не существуют раздельно: смысл, порождаемый жизнью, воплощается в значениях. Мотивы, с точки зрения А.Н. Леонтьева, выполняют две функции. Первая состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность; вторая - они придают деятельности смысл.

Методами изучения мотивации являются:

  • наблюдение за поведением обучаемого во время занятия и вне его, за всеми видами деятельности, характером общения студентов;

Рис. 1. Общая структура учебной деятельности4.

  • использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса;

  • индивидуальная беседа со студентом, предполагающая прямые и косвенные вопросы педагога о мотивах, смысле, целях учения для данного студента;

  • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал.

Мотивация связана с интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической сферами личности, то есть мотивация имеет свою сферу активной направленной деятельности.

К основным характеристикам мотива относят5:

  1. количественные характеристики (по принципу «сильный-слабый»);

  2. качественные характеристики (внутренние и внешние мотивы)

При исследовании мотива мы учитываем:

  1. информацию об исходном и достигнутом уровне мотивации6;

  2. продолжительность мотива;

  3. устойчивость мотива;

  4. направленность мотива;

  5. силу мотива7;

  6. систему личностных ценностей;

Сила мотива измеряется величиной препятствий, которые человек готов преодолеть для удовлетворения потребности.

По отношению к мотивации учебно-познавательной деятельности, целесообразно брать за основу следующее определение: Мотивация – степень академической активности, уровень учебной самоорганизации, направленность на избирательность учебной деятельности.

В мотивации учения представлена субъективная сторона процесса учения8.

А.К.Марковой разработаны психологические принципы формирования мотивации учения9:

  1. при формировании мотивации преподавателю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте;

  2. для мобилизации резервов мотивации необходимо организовать включение студента в активные виды деятельности (учебную, общественно-полезную, общественно-политическую и др.) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (преподавателями, сокурсниками);

  3. в ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у студента возникают новые качества психического развития - психические новообразования:

  • к изучаемому объекту (математическому, лингвистическому и др.);

  • к другому человеку;

  • к себе и деятельности;

  1. показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является качественно изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т.е. регулируемая волей, ее организация.

В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой10.

1Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.- с. 23.

2 Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985.

3 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.

4 Лукинова Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: Дисс… канд. педаг. наук. Ставрополь, 2003. - 177 с., с.92.

5 Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер", 2000. 304 с.

6 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с., с.143.

7 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

8 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с., с.143.

9 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983.

10 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с..

Библиографическая ссылка

Смирнов А.В. Изучение мотивации учебной деятельности студентов и критерии ее оценки // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4975 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат