Заочные электронные конференции
 
     
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТОВ ПРИРОДООХРАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ МЕСТНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ
Цхакая К.Р.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТОВ ПРИРОДООХРАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ МЕСТНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ

Цхакая К.Р.

Государственный университет им А.Церетели

Обычно, приоритеты стратегического планирования в процессе разработки местных планов действий осуществляется на основе оценки состояния окружающей среды. Оценка состояния окружающей среды – это характеристика существующей экологической ситуации на местном уровне. Она помогает создать наиболее полное описание места с учетом существующего состояния воздуха, воды, земли, живой природы и т.д. к данному моменту. Методология оценки различается по уровню сложности, потребности в исходных данных, по объемам затраченных средств и времени. Некоторые общины рассматривают оценку состояния окружающей среды, в первую очередь, как своеобразное описание экологической обстановки, тогда как в других она становится решающим этапом в процессе определения экологических приоритетов [4]. Оценка состояния окружающей среды:

обеспечивает четкий комплексный анализ ключевых экологических проблем;

  • предоставляет информацию об экологических последствиях деятельности государственных предприятий, частных компаний и отдельных людей, а также о том, что эти предприятия и люди делают (или не делают) для защиты и улучшения состояния окружающей среды;

  • формирует “точку отсчета” состояния окружающей среды, на базе которой определяется эффективность проводимых природоохранных мероприятий;

  • повышает уровень осведомленности общественности о проблемах окружающей среды и потенциально ведет к активному привлечению граждан к делу улучшения экологической обстановки;

  • способствует установлению партнерских отношений между заинтересованными сторонами, тем самым открывая новые возможности для дальнейшей работы.

Оценка состояния окружающей среды, как правило, бывает двух видов: общественная и экспертная. Основой общественной оценки служит информация об экологических проблемах, собранная волонтерами. Такой метод общественной оценки, как описание состояния окружающей среды, предполагает сбор информации из различных источников с целью выяснения экологической обстановки. Сюда же нередко входят опросы местных жителей и предпринимателей с целью выяснения их мнения, опасений и представлений о причинах экологических проблем

В основе экспертных оценок лежат более формализованные методики, которые дают научную и статистически обоснованную характеристику экологической обстановки. Для проведения таких экспертных оценок, как оценка рисков, требуются опытные и квалифицированные специалисты – эксперты проведения оценки рисков. Экспертная оценка, как правило проходит без какого-либо участия общественности. Экспертная оценка, как правило, требует глубокой научной подготовки, аналитического опыта, доступа к достоверной информации и больших затрат. Следует отметить, что многие территориальные общины применяют своеобразную комбинацию этих методов. К примеру, в ряде случаев процесс оценки начинается с опроса общественного мнения, чтобы выяснить, решением каких проблем следует заняться в первую очередь, а затем эта информация ложится в основу разработки экспертных оценок.

Рассмотрим более подробно методы, которые наиболее часто используются во время разработки Местных планов действий по охране окружающей среды [1].

Одним из таких методов является «Описание состояния окружающей среды», который позволяет собрать большой объем информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсах, экономической деятельности и физических условиях жизни в сообществе. В целом же, применяя этот метод, участники собирают сведения об экологической обстановке. Описание состояния окружающей среды включает в себя следующие компоненты:

  • определение загрязнителей окружающей среды;

  • определение характера и объемов сброса загрязняющих веществ;

  • выяснение того, нарушают ли природоохранные законы предприятия или лица, загрязняющие окружающую среду;

  • инвентаризация природных ресурсов (парков, природных зон) населенного пункта;

  • картографическая привязка экологической информации и сведений о природных ресурсах;

  • анализ возможного влияния загрязняющих веществ на здоровье людей;

  • анализ того, в какой степени страдают от загрязнения определенные слои местного населения, например, малообеспеченные граждане или отдельные этнические группы.

Описание состояния окружающей среды можно составить, опираясь на:

  • Экологические проблемы: определение типов экологических проблем и источников загрязнения.

  • Природные ресурсы: составление каталога природных ресурсов, как охраняемых, так и неохраняемых. Описание позволяет правильно оценить существующие природные ресурсы и их состояние.

  • Объекты: описание отдельных экологических объектов – некоторых частных предприятий, водоочистных установок и т.п.

Описание состояния окружающей среды помогает жителям и местным властям достаточно простым и доступным способом детальнее разобраться в экологических проблемах. Однако, далеко не всегда позволяет оценить масштабы и степень сложности проблем, что бывает необходимо для их классификации.

Результаты описания состояния окружающей среды можно использовать при составлении “Доклада о состоянии окружающей среды”. Такие доклады обычно строятся на ряде экологических показателей по каждому кругу проблем, которые наглядно иллюстрируют изменения обстановки с течением времени. Это создает четкое зримое представление о тенденциях дальнейшего развития.

Быстрая оценка природоохранных проблем в урбанных зонах– это методика экологического аудита, разработанная Всемирным банком, Программой развития ООН и Программой городского развития Комиссии ООН по населенным пунктам [2]. Быстрая оценка природоохранных проблем в урбанных зонах разработана для того, чтобы дать возможность местным специалистам быстро оценить состояние экологической обстановки в сообществе и подготовить исходные данные для стратегического плана экологического развития. Метод быстрой оценки состоит из трех основных компонентов:

Анкета экологических данных: анкета позволяет создать всеобъемлющую картину экологических условий и быстро собрать данные из существующих источников. Анкета охватывает следующие категории информации: исходная социальная и экономическая статистика, исходные жилищные условия, исходное состояние здоровья населения, природная среда, землепользование, городской транспорт, структура энергопотребления, загрязнение воздуха, шумовое загрязнение, водные ресурсы, а также твердые/опасные отходы.

Экологическая характеристика населенного пункта: на основании собранных с помощью анкет сведений составляется экологическая характеристика населенного пункта для анализа характера, тенденций и факторов, влияющих на качество окружающей среды. Экологическая характеристика дает базовую информацию об исторических, географических и социально-экономических аспектах развития населенного пункта. В характеристике воедино сводятся данные о качестве воздуха, воды и земли и угрожающих им опасностях. Также приводится анализ того, как развитие государственного и частного секторов экономики влияет на качество окружающей среды, и как экологические факторы сдерживают или способствуют развитию.

Общественные консультации: после составления экологической характеристики проводится ряд общественных консультаций, позволяющих вести публичный диалог об экологических приоритетах и путях их реализации, а также частично подтвердить данные анкеты и характеристики, путем открытого обсуждения.

Быстрая оценка природоохранных проблем в урбанных зонах показала себя как эффективный и сравнительно недорогой метод оценки. Хотя этот метод позволяет собрать большой объем информации, но создает сугубо описательную картину и не вырабатывает четких показателей для определения экологических приоритетов.

В процессе экспертной оценки наиболее часто используется метод, называемый оценкой риска и используемый для измерения вероятности отрицательных последствий (риска) для здоровья людей, экосистем или качества жизни [1]. Этот метод охватывает широкий спектр последствий – от смертельного исхода до более тонких биохимических, патологических или физиологических проявлений. При анализе ученые используют сложные модели, основанные на степени влияния на людей и лабораторных животных различных химических соединений, с целью определения вероятности заболевания раком и нераковыми болезнями.

Традиционный процесс оценки риска для здоровья людей состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

  1. Определение источника опасности: оценка доказательств существования вредных веществ, способных вызвать негативные для здоровья последствия.

  2. Оценка реакции на дозу: определение вероятности того, что данное вещество окажет определенное воздействие при различной дозировке.

  3. Оценка экспозиции: оценка масштаба, продолжительности и частотности воздействия тех или иных загрязнителей и числа людей, подвергающихся их воздействию.

  4. Характеристика риска: сочетает в себе информацию, полученную в результате определения источника опасности, оценки реакции на дозу и оценки экспозиции, и позволяет определить степень риска от воздействия вредного вещества. Последствия часто характеризуются как “острые” (т.е. проявляющиеся немедленно) и “хронические” (долгосрочные).

Оценка риска может применяться к природным экологическим системам для того, чтобы оценить риск нарушения природной системы от человеческой активности. Методология оценки природоохранного риска схожа с оценкой здоровья, но имеет два различия. Первое – оценка экологического риска оценивает негативное влияние взаимодействия большого количества видов и экологических процессов. В отличие от выше отмеченного, оценка здоровья фокусируется на одном виде. Второе различие заключается в том, что оценка здоровья фокусируется на химических возбудителях; в случае экологического риска в основном дело имеем с физическими возбудителями. Оценка экологического риска занимается физическими воздействиями, такими как реки с построенными дамбами, осушенные болота, вырубленные леса, с вымершими видами дикой природы и т.п.

Оценка рисков требует хорошо подготовленных специалистов, достаточной информации и средств. Кроме того, по мнению некоторых оппонентов, метод оценки риска далек от совершенства, так как основывается на многочисленных предположениях и неточных данных.

Следующий метод, Сравнительный анализ рисков (САР) – это аналитический метод системного сравнения экологических проблем, основанный на максимально достоверной информации о порождаемых ими относительных рисках. САР пытается дать ответ на вопрос: “С учетом того, что нам известно, какие экологические проблемы представляют наибольшую опасность для нашего здоровья, природной среды и качества жизни?”. САР позволяет охарактеризовать экологические проблемы и сравнить их между собой.

Методика САР, разработанная Агентством охраны окружающей среды США в конце 1980-х годов, использует для сравнения проблем определенную структуру, основанную на тщательной подготовке исходных данных и стандартных методах оценки рисков. Применяя такие критерии, как риски для здоровья людей, природной среды и качества жизни, специалисты определяют их относительные масштабы и степень тяжести путем сравнения друг с другом. В сочетании с факторами, не связанными с рисками, информация, полученная в результате градации рисков, может непосредственно подвести нас к определению экологических приоритетов.

Общим знаменателем при сравнении различных проблем является риск. Скажем, одного лишь ранжирования экологических проблем по уровням вредных выбросов или нарушению стандартов содержания вредных веществ в окружающей среде недостаточно. Эти показатели не дают четкого представления о вероятности негативных последствий для здоровья людей и природной среды. Тем не менее, сравнение уровня выбросов с гигиеническими стандартами позволяет определить степень риска для здоровья населения.

Проведение оценки состояния окружающей среды и определения экологических приоритетов является демократическим оценочным процессом, в результате которого создается надежная база для разработки плана действий по решению острых экологических проблем, стоящих перед местной общественностью.

Литература.

  1. Guideline for Local Environmental Action Programmes in the Caucasus. REC Caucasus.-Tbilisi, 2009.

  2. Rapid Urban Environmental Assessment: Lessons from Cities in the Developing World. Joseph Leitman, World Bank.- Washington, 1994.

  3. Фоменко М.А. Местные планы действий в сфере природопользования для устойчивого развития.-Ярославль, 2001.

Библиографическая ссылка

Цхакая К.Р. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТОВ ПРИРОДООХРАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ МЕСТНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5021 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат