Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Внедрение компьютерных обучающих тренажеров
Захаров А.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Приглашаю обсудить идею внедрения компьютерных обучающих тренажеров нового поколения в учебном процессе.

На первый взгляд наше пособие выглядит как система тестовых заданий. Да, наша задача действительно состоит в проверке знаний, но в чем состоит отличие? Привычные с некоторых пор тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин относится оценка?

Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сложения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно говорить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»).

К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемости. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выставляется оценка.

Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это- понятно, привычно и просто.

Но почему же не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть и не ясно, в чем состоит порочность?

Стремление измерить успехи своих подопечных –это хорошо, законно, правильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему необходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют собой специфические единицы содержания обучения , во-вторых определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной , так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необходимых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имеющихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время.

При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не только семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время.

Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполнения которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени (ТЗВ)

Кому интересна наша концепция, присоединяйтесь к нам.

http://www.ooo245.ru

http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm

Захаров А.А., д.ф.н., профессор МИФИ

Библиографическая ссылка

Захаров А.А. Внедрение компьютерных обучающих тренажеров // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5030 (дата обращения: 23.11.2017).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 1

Жданов Денис
08:36, 25 февраля 2010
Работа весьма интересная. Предлагаемая Вами схема обучения является инновационной и творческой, однако, все Ваши прикладные аспекты работы связаны с гуманитарными науками (сужу, по крайней мере, по представленным тренажёрам через указанные Вами ссылки). В сфере гуманитарных дисциплин, действительно, формализация выставления оценки весьма условна и спорна, так как понимание содержания должно быть выше, чем знание отдельных фактов. Что касается технических областей знаний (в которой и сам работаю), безусловно, использование нетрадиционных подходов к обучению является благом (сужу по использованию собственных разработок). При этом выставление оценки в данной области знаний проще, так как в технических науках имеется конкретное решение или несколько решений, являющихся правильными, при достижении которых задача является решённой и за неё следует выставлять оценку. Что касается в целом выставдения оценок, то я сторонник того, чтобы иметь именно прозрачную систему выставления оценки, понятную студентам, а уж какой она должна быть - это определит сам преподаватель в зависимости от собственного уровня знаний.
В целом работу считаю весьма перспективной в будующем с учётом развития информационных технологий.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка