Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
УЧЕБНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
Перезолова А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УЧЕБНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Перезолова А.В.

Тюменский государственный университет

Тюмень, Россия

Среди проблем, теоретически и практически решаемых методикой преподавания иностранных языков, достижение языковой компетенции является одной из наиболее актуальных. Не менее важной является задача приобщения обучаемых к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов, а именно видеозаписей.

Наряду с этим важно дать обучаемым наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях иноязычных стран. Более того, использование мультимедиа на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Построение урока иностранного языка в высшем учебном заведении претерпевало изменения в течение многих лет.

В распоряжении современного преподавателя появилась инновационная технология, помогающая ему в решении поставленных перед ним задач - медиатехнология. Необходимо с максимальной корректностью воспользоваться этим новым средством, профессионально решить задачу, поставленную перед современным преподавателем - научить студента говорить, писать и читать на иностранном языке. Здесь и требуется применить накопленный нами опыт по подготовке к занятию: правильное определение задач урока, четкое планирование этапов и целесообразное применение технических средств. Имея в виду медиатехнологию, необходимо отметить, что возможности преподавания иностранного языка необычайно расширяются, ведь мы получили превосходный инструмент, с помощью которого можно:

а) получать учебную информацию из оригинальных источников,

б) хранить полученную информацию, создавая свой банк данных по дисциплине иностранный язык,

в) осуществлять целенаправленный тренинг с целью развития у обучаемых продуктивных знаний, умений и навыков.

Учащиеся же при этом приобрели превосходную обучающую «игрушку», помогающую забыть о многих трудностях при изучении иностранного языка.

В отличие от аудио- или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, мультимедиа помимо содержательной стороны общения, содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.

Достоинством художественных фильмов по сравнению с литературными произведениями является то, что зрители переживают исторические, политические и общественные события и факты, как бы вживую, объёмно. Фильмы представляют собой огромное поле деятельности - в том числе они помогают эффективности, интенсивности овладения языком.

С помощью видеофильмов мы можем перенести весь мир в нашу классную комнату. Ни одно из учебных изданий не располагает такой эффективностью, такой мотивационной силой.

Чтение какого-либо текста, сопровождаемое наглядностью дает больший эффект в запоминании новой лексики, помогает ученикам раскрепоститься в разговорной речи, которая может быть спонтанной.

Изображение передает нам вербальные (язык), акустические (звуки, музыка, тишина) и иконические (живописное описание героев, вещей в определенной временной и пространственной сфере) знаки. Кроме того, можно добавить еще и невербальную речь (мимику, жесты, язык тела, тембр голоса и интонацию). С помощью этих знаков мы воспринимаем всё это синхронно, а в источниках литературы- линейно.

Мир знаков фильма транспортирует огромное количество внешнего мира и тем самым ненавязчиво передает нам страноведческую реальность. Внешний мир представлен в фильме визуально. Это делает фильм в его сходстве с действительностью превосходящим над всеми другими коммуникативными средствами. Он является удобным средством передачи информации для того, чтобы развивать общее представление о другой стране.

В процессе работы со студентами 4 курса ЭГФ был использован фильм «Margarete Steiff», при помощи которого у нас появилась возможность тренировать и закреплять грамматические конструкции (Infinitiv, Präteritum, Perfekt), совершенствовать фонетику (ударение в немецком предложении, интонация в различных типах предложения). В процессе просмотра видео мы познакомились с известными людьми (актерами), узнали непосредственно из сюжета различные особенности, связанные с тем или другим событием, получили страноведческую информацию о жизни немцев в конце 19 века.

При работе над фильмом можно тренировать различные виды работ в классе, например, работа в парах, где ученики чувствуют себя более свободно в говорении.

Для работы с данным фильмом был разработан комплекс упражнений, направленный на поиск определенной информации, на усвоение новой лексики т.д.

Безусловно, использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.

Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеотексты дают необходимую основу для такого сравнения).

Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучающих, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Медиатехнология предоставляет преподавателю возможность без труда находить аутентичный материал. Сегодня к его услугам сайты, занимающиеся созданием методических указаний для работы с фильмами. Среди них: www.goethe_institut.de, www.festival1september.ru, www.kinofenster.de, www.steiff.de, страницы популярных газет, коллекции крупнейших музеев, и вся эта информация предоставлена на английском, немецком и других языках.

Методические разработки, предлагаемые на данных сайтах, не просто помогают определиться в выборе методического материала, они способствуют профессиональному росту учителя, расширяют его кругозор, дают возможность убедиться в правильности выбранной стратегии и тактики. Благодаря медиатехнологии, обучаемые получают возможность самостоятельной работы над интересными проектами.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что применение медиасредств в преподавании иностранного языка оправдано и несомненно улучшает результаты, делает урок более привлекательным для учащихся. Обучаемые увлечены современными инновациями и этот интерес можно и нужно использовать.

  1. Верисокин, Ю. Видеофильм как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку /Ю.И. Верисокин// ИЯШ.-2006.-№4.-С. 31-34.

  2. Воробьева, О. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка в старших классах /О.С. Воробьева// ИЯШ.-2006.-№7.-С. 59-61.

  3. Мятова, М. Использование иллюстративной наглядности на уроках иностранного языка/ ИЯШ. - 2003. - №5. -С. 35 - 41.

  4. Смирнов, И. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / ИЯШ. - 2006. - №7. - С. 11 - 14.

  5. Brandi, M.-L./ Video im Deutschunterricht/ Brandi M. - L., 1996. – 190 S.

  6. Bechtold, G. Spielfilme im Unterricht Deutsch als Fremdsprache/ Bechtold G. - München, 1991. - 340 S.

4

Библиографическая ссылка

Перезолова А.В. УЧЕБНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5132 (дата обращения: 19.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка