Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ВОЗРАСТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ.
Ипатова Д.О.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВОЗРАСТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ.

Ипатова Д.О.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия.

Глобальная информатизация общества и образования является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. Информатизацию образования следует рассматривать как процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки студентов на этапе перехода высшей школы к жизни в условиях информационного общества.

В содержательном направлении развития информатизации образования можно выделить четыре наиболее важные задачи:

• Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.

• Формирование в обществе новой информационной культуры.

• Модернизация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

• Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

Однако постоянно обновляющиеся информационные технологии уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает ряд проблем:

- проблему подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в новой системе образования;

- проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.

Современные концепции образования базируются на возрастающей самостоятельности студентов при трансформации роли преподавателя от лектора к наставнику [2]. Акцент сегодня делается на активизацию учебно-познавательной деятельности, мобильность и самостоятельную работу учащегося, который в будущем должен стать квалифицированным специалистом в своей области, умеющий самообразовываться, адаптироваться к изменяющимся общественным и социальным условиям, стремиться к активной профессионально деятельности.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого студента в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализмом педагогического коллектива;

  • возможностями учебного заведения удовлетворить образовательные потребности учащихся;

  • возможностями материально-технической базы.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и самореализации;

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся требует создания особого учебно-методического обеспечения. Отсюда возникает необходимость разработки специальных курсов, современных учебников, дидактических материалов, в основном, речь идет об электронных средствах обучения для гуманитарных дисциплин, которые способны и могут быть использованы в условиях информатизации образования [1].

Электронный учебник – это учебное руководство, содержащее учебную информацию и программные средства, позволяющие обучающимся получать дополнительные сведения, проводить тренинг, самоконтроль знаний, а преподавателю — осуществлять контроль за ходом изучения дисциплины. Используется как при самостоятельном обучении, так и в системе дистанционного образования [3].

Важно отметить, что для создания электронного учебного пособия недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник.

В отличие от классических систем обучения электронные учебные курсы спроектированы на базе информационных технологий обучения, моделирующих как знания, так и методики работы преподавателя. Однако, как и в классических системах, процесс обучения слагается из двух основных составляющих - процесса учения и процесса преподавания. В электронных системах обучения компьютер выступает в роли помощника при изучении того или иного вопроса.

Электронный учебник может максимально облегчить понимание и помочь в запоминании наиболее существенных, ключевых понятий изучаемой дисциплины, вовлекая в процесс обучения те возможности, которыми обладает компьютер, посредством которого студенты могут использовать электронные учебные пособия:

  • интерактивность, т.е. активное взаимодействие студента с электронным учебным пособием как с компьютерной учебной программой,

  • гиперссылки, ускоряющие поиск информации

  • наглядность и доступность при демонстрации процессов в динамике или при их моделировании,

  • возможность проверки и самопроверки знаний

  • оперативное обновление учебного материала.

Таким образом, электронный учебник не может и не должен заменять книгу, он принадлежит к иному, новому жанру произведений учебного назначения.

Электронные учебные пособия позволяют, прежде всего, выработать индивидуальный подходы к дисциплине, самостоятельно определить цель своего обучения, организовать самостоятельную работу учащихся, что является существенным для студентов языковых и лингвистических факультетов, потому что они:

  • облегчают понимание изучаемого материала за счет способов представления данных;

  • позволяют студентам выбрать свой темп для изучения дисциплины;

  • предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  • выполняют роль помощника, обеспечивая разъяснения, повторения, подсказки.

Электронные учебные пособия удобны для преподавателя потому, что они: позволяют выносить на лекции и практические занятия наиболее существенные понятия курса, расширяя объем самостоятельной работы студентов;

  • позволяют индивидуализировать работу со студентами, особенно в аспектах самообучения и самоподготовки;

  • позволяют демонстрировать различный материал (графики, иллюстрации, картинки, схемы.

В 2008 году была разработана анкета с целью:

1) изучения интереса студентов к современным образовательным технологиям;

2) выявлению актуальности создания электронного учебного пособия.

Опрос проводился среди студентов факультета «Теоретическая и прикладная лингвистика» Балтийского технического университета “ВОЕНМЕХ” им. Д.Ф. Устинова в Сакнкт-Петербурге. 100 студентов третьего, четвертого и пятого курсов ответили на предложенные им вопросы.

Результаты опроса оказались следующими: 94.1% опрошенных сообщили о том, что обращаются в информационную среду постоянно, в основном по общегуманитарным, социальноэкономическим или специальным предметам, 5 % из них указали, в том числе, математику, физику. Лишь 1% студентов вообще не используют информационные ресурсы. Отвечая на вопрос о возможности и целесообразности использования электронного учебного пособия по сравнению с традиционным учебником, 61.5% опрошенных выступили “за” электронный учебное пособие в силу удобства, доступности, наглядности, дизайна, и 38.5% студентов проголосовали за бумажный учебник, как за более привычное средство восприятия дисциплины.

После создания электронного учебного курса по семиотике, студентам было предложено оценить его содержание и решить, что оказалось самым полезным в процессе освоения дисциплины.

Большая часть опрошенных отметили среди главных достоинств (помимо возможности использования индивидуальных особенностей работы с учебным текстом) следующие разделы электронного пособия:

• Примеры итоговых работ студентов – 38.5%

• Словарь терминов – 30.8%

• Видеокомментарии преподавателя – 18.4%

• Библиография и ссылка на Интернет-ресурсы – 11.4%

• Биографии ученых в области семиотики – 1%

Таким образом, можно сделать вывод, что электронное учебное пособие позволяет студенту выработать свой подход к изучению дисциплины, обращаясь к тому разделу пособия, который представляется ему наиболее полезным, что максимально облегчает понимание и помогает в запоминании наиболее существенных, ключевых понятий.

Экспериментальное подтверждение этому было осуществлено в процессе обучения семиотике студентов третьего курса факультета «Теоретической и прикладной лингвистики» БГТУ «ВОЕНМЕХ». Одной группе студентов было предложено взять на дом электронное учебное пособие по семиотике и обращаться к нему в течение всего семестра, с периодическим обращением к видеокомментарию в синхронном или асинхронном режиме. Другая группа обучалась по старой схеме, пользуясь только своими конспектами. Студенты, использующие в процессе обучения электронное учебное пособие по дисциплине, показывали в течение всего семестра лучшую успеваемость, чем вторая группа.

Группа, использующая в процессе обучения электронное учебное пособие, получила на зачете средний бал – 4,7. Группа, занимающаяся только по своим конспектам, получила балл – 4,3.

В течение всего семестра успеваемость студентов оценивалась на практических занятиях по следующим параметрам: количество высказывающихся студентов, количество инициатив за два академических часа (вопросы, комментарии, участие в обсуждении темы с преподавателем и одногруппниками), количество инициатив по существу, итоги проверочной работы по пройденной лекции.

В результате исследования можно сказать, что количество высказывающихся и активных студентов в группе не зависит от возможности использования учебного пособия. Однако те студенты, которые в силу характера не боятся вступать в дискуссию на занятиях, проявляют больше инициативы и высказываются по существу чаще, чем студенты, в распоряжении которых не было пособия. Кроме того, студенты экспериментальной группы, пользующиеся пособием, писали еженедельные проверочные успешнее, чем группа, занимающаяся стандартным образом.

Предположительно, студенты группы, пользующиеся учебником, могли бы показывать еще лучшие результаты на занятиях и проверочных. Однако, зная, что обладают всей необходимой информацией к сдаче зачета уже в начале семестра, они, возможно, были менее внимательны на лекциях и не так тщательно составляли конспекты, как те, кто знал, что может рассчитывать только на себя.

Тем не менее, этот опыт в целом свидетельствует о значительном росте мотивации студентов, повышении уровня индивидуализации процесса изучения семиотики и, как следствие, возрастании эффективности учебного процесса в целом.

Таким образом, с помощью использовании электронных учебных пособий студенты получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения и развивать индивидуальные маршруты образования [4].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Прокудин Д.Е. Элементы новых информационных технологий в образовании и науке // Образование в гражданском обществе (научно-методическое обеспечение).―СПБ., 2002.

2. Поляк Ю. Отечественное образование накануне важных перемен // Информационные ресурсы России, 2002, №5.

3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество, 2001, № 2.

4. Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России, 1997, №2.

Библиографическая ссылка

Ипатова Д.О. ВОЗРАСТАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ. // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5135 (дата обращения: 25.05.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка