Заочные электронные конференции
 
     
Психологические аспекты смысложизненных ценностей современных студентов
Толстых Л.Р.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Толстых Л.Р.

ГОУ ВПО «Читинский Государственный

университет»

Психологические аспекты смысложизненных ценностей современных студентов.

Проблема ценностных ориентаций является одной из фундаментальных проблем психологии. Система ценностных ориентаций необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности.

В психологической литературе сложились различные подходы к пониманию этого понятия. В психологическом словаре, под редакцией А.В.петровского, М.Г. Ярошевского. под ценностными ориентациями понимается: «относительно устойчивая социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение» А.Г.Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы».

Одним из оснований при рассмотрении ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях рассматривается по-разному: как «динамическая тенденция» ( С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» ( А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» ( В.Н. Мясищев, А.В. Братусь), «основная жизненная направленность» ( Б.Г.Ананьев).

Наиболее известным исследователем ценностных ориентаций в зарубежной психологии является М. Рокич. Он определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Иной подход к проблеме ценностных ориентации сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентации полагал, что «психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной».

Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоктуализация — стремление человека к более полному выявлению развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей.

Цель нашего исследования – выявление приоритетных ценностей современной молодежи в условиях социальных, экономических, культурных преобразований. В исследовании приняли участие студенты ГОУ ВПО Читинский Государственный университета в возрасте от 18 до 22 лет, гуманитарных и технических специальностей в количестве 50 человек. Данный возраст подвержен активному формированию системы идеалов, ценностей, норм. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

В исследовании применялась методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича.

Анализируя ценностные ориентации студенчества Забайкальского края, следует подчеркнуть, что приоритетной ценностью современных студентов является желание иметь хороших, верных друзей. Этот выбор можно объяснить, прежде всего, тем, что каждый человек стремится жить по законам группы, поскольку он нуждается в группе и зависит от нее. Здоровье как ценность было выбрано 75 % опрошенных и занимает второе место, понимая, что здоровье дает возможность получить высококачественное образование и найти достойную работу. На третье место был поставлен интеллект – 74 % опрошенных.

Такие традиционные ценности, как любовь, родственные отношения занимают по-прежнему достаточно высокие позиции – 70, 56 % соответственно.

Немаловажную роль в структуре ценностей занимают деньги. Возрастание денег как ценности поясняется развитием рыночных отношений в России. Для современного российского общества характерно формирование нового члена социума – собственника. Весьма интересным, на наш взгляд, оказались низкие показатели религиозной веры (20%) и национальных традиций (18 %). Это объясняется рядом факторов, в том числе и тем, что современная молодежь оказалась под натиском большого количества религиозной информации.

Таким образом, распределение студентов по типам ценностных предпочтений, отражает противоречивость современных социальных процессов. Представления о ценностях, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора и позитивным осознанием этого обстоятельства Ценности же социального характера, гражданские, патриотические, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодежью как доминирующие.

Анализ теоретической литературы позволяет сделать следующий вывод: ценностные ориентации – это система личностных ценностей, которая объединяет высшие слои мотивационной и смысловой сфер личности.

Список литературы 1.Багдасарьянц Х.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. исслед. – 2003. – №6. – С.113–119. 2.Бызова В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: Кросскультурный аспект // Психолог. журн. – 2002. – Т.23, №1. – С.101–112. 3.Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. – 2000. – №6. – С.39–43. 4.Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социол. исслед. – 2002.№1. – С.96–105.

Библиографическая ссылка

Толстых Л.Р. Психологические аспекты смысложизненных ценностей современных студентов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5171 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат