Заочные электронные конференции
 
     
Информационно – коммуникативная среда образовательного учреждения как средство формирования межкультурной компетентности будущего специалиста
Шмидт С.П.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.

Шмидт С.П.

ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж

г. Мариинск, Кемеровская область, Россия

ХХI век - век мультикультурного диалога. Важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Необходимость формирования межкультурной компетентности будущего специалиста обусловлена развитием современного информационного общества, интеграцией в мировое образовательное сообщество, которая включает глобализацию социальных и экономических отношений, расширение контактов между культурами.

Опыт межкультурной деятельности и общения между обучающимися, представляющими разные культуры, в ходе которого воспитываются личностные качества, приобретаются знания и развиваются умения, является основой формирования межкультурной коммуникации 1.

Идея межкультурной коммуникации нашла широкое отражение в работах Л.И. Гришаевой, Л.В. Цуриковой, В.В. Кочеткова, А.Л.Бердичевского, В.С.Библера, Е.И.Пассова, П.В.Сысоева, Е.С.Полат, Г.Д.Тамахина, Н.Д.Гальсковой. Тем не менее недостаточно изученными остаются вопросы о месте национальной культуры в содержании обучения, выбора методов овладения межкультурной коммуникацией. Способность к межкультурной коммуникации может стать результатом лишь интенсивной познавательной деятельности обучающегося, его активного творчества, использования стратегий самостоятельных исследований и открытий.

В связи с этим при формировании межкультурной компетентности специалиста важное значение приобретает готовность будущего специалиста к адаптации к новым условиям информационно-коммуникативной среды образовательного учреждения.

Создание информационно пространства образовательного учреждения означает возможность получения обучающимися не только качественного профессионального образования, но и формирование способности строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства на основе доступа к ресурсам мировой информационно-коммуникативной среды, и готовности к эффективной деятельности в быстро меняющемся мире и способностей к самостоятельному принятию решений 2.

Исследованием теоретических основ информации в процессе общения занимались

К. Шеннон, У. Эшби, Д.И. Дубровский, А.Д. Урсул, Г.М. Андреева, Е.В. Руденский.

В теории данного вопроса известны следующие принципы организации информационно-коммуникативного пространства образовательного учреждения: принцип систематичности (выстраивание информации в четкую систему в зависимости от перспективных и ближних целей работ); принцип релевантности (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением); принцип креативности (непрерывное развитие, поиск новых решений); принцип коммуникативности (общение, создание атмосферы дружелюбия, доверия, диалога); принцип плюрализма (свободный доступ к информации, различные точки зрения на интересующие пользователя темы)3.

С учетом данных принципов информационно – коммуникативная среда образовательного учреждения включает следующие компоненты:

  • информационные ресурсы образовательного учреждения (электронный колледж, библиотечная информационная система, электронный информационный киоск);

  • учебно-методическое наполнение информационных ресурсов (электронные кабинеты по дисциплинам, электронный методический кабинет, мультимедийное сопровождение учебного материала по иностранному языку);

  • доступ к информационным ресурсам глобальной сети Интернет

(информационно – поисковые системы, доступный способ дистанционного общения между обучающимися различных стран, сайт колледжа, например: www.gou-spo-mpk.narod.ru, электронная почта, форумы, участие в телеконференциях, олимпиадах);

  • организация деятельности педагогического коллектива (организация межкультурного обмена или проектной работы, телекоммуникационные проекты, туризм, переписка, дискуссионные группы, телеконференции, театр).

Основной задачей данных компонентов является внедрение активных методов овладения межкультурной коммуникацией, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса: метод проектов; обучение в сотрудничестве; информационно-компьютерные технологии; модульное обучение; самостоятельная работа; драматизация и другие. Оптимальной формой формирования межкультурной компетентности будущего специалиста в условиях информационно – коммуникативной среды образовательного учреждения является телекоммуникационный проект. Телекоммуникационный проект – это «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата»4.

По мнению Е.С. Полат, в телекоммуникационном проекте необходима, как правило, глубокая интеграция знания, предполагающая не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения.

Взаимосвязанная работа всех компонентов информационно – коммуникативной среды образовательного учреждения обеспечит более эффективный и качественный уровень развития межкультурной коммуникации. Изучение материала о фактах другой культуры в виде произведений культуры (текстов) на контрастной основе, в сравнении с фактами собственной культуры в Интернет, оперативное обновление информации и реальное общение с обучающимися различных стран и авторами информационных материалов позволит повысить интерес к своей культуре, сравнить ее с другими культурами, а также использовать все имеющиеся образовательные ресурсы образовательного учреждения в межкультурной коммуникации.

Литература:

  1. Аницына, Т.М. Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения [Текст] // Методист. – 2007. - №7. – С. 10 – 13.

  2. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст]: учебное пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 2 – е изд., дополн. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – 424 с.

  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное .пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  4. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (Проект) [Текст] // Официальные документы в образовании.-2008.- №15 (299). - С. 5-59.

1 Гришаева Л.И. Цурикова Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 2 – е изд., дополн. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 424 с.

.

2 Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (Проект) // Официальные документы в образовании. 2008. №15 (299). С. 5-59.

3 Аницына Т.М. Единое информационное пространство общеобразовательного учреждения // Методист. 2007. №7. С. 10 – 13.

4 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное .пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.

Библиографическая ссылка

Шмидт С.П. Информационно – коммуникативная среда образовательного учреждения как средство формирования межкультурной компетентности будущего специалиста // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5185 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат