Заочные электронные конференции
 
     
Диалогическая коммуникация в преподавании гуманитарных дисциплин
Науменко Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Науменко Н.В.

Санкт-Петербургский государственный горный институт

(технический университет)

Санкт-Петербург, Россия

В настоящее время в связи с реформой высшего образования в РФ и перехода на Болонскую систему особенно актуальной становится проблема инновационных методов преподавания гуманитарных дисциплин. В связи с изменением направленности курсов гуманитарных дисциплин важным оказывается использование новых методов преподавания, в том числе использования информационных технологий. Использование инновационных методов не только способствуют улучшению качества образования, но и позволяют обучать студентов навыкам систематизации и обобщения полученного знания. Данный навык является одним из важнейших в формировании как профильного профессионального образования, так и общей культурной грамотности будущих специалистов.

Успешно примененная методика преподавания позволяет самому преподавателю эффективнее взаимодействовать со студенческой аудиторией, мотивировать ее к получению новых знаний. Одной из важнейших задач преподавательской деятельности поэтому становится – понимание психологических особенностей каждой отдельной студенческой группы или потока групп. Данная работа посвящена практическим рекомендациям (на основе собственного преподавательского опыта) по диалогическому взаимодействию с аудиторией.

Существующая разнородность состава студенческой аудитории (по уровню знаний, интеллекту, мотивации к учебе и т.г.д.) представляет сложность в плане эффективного обучения. Необходимо ориентироваться на усредненный состав, уровень которого может быть не соответствующим истинному соотношению различного уровня показателям. Диалогическое взаимодействие с аудиторией может оказаться тем методом, который позволит раскрыть потенциал всего состава аудитории. Построение диалога со слушателем представляет незаменимую помощь для лектора, и хотя об этом давно известно, большинство лекторов стремятся все же к тому, чтобы передать как можно больше знаний (того, что они сами знают). Но количество и качество знаний лектора и студентов существенно отличаются, - даже при слабой подготовке лектор знает скорее всего больше чем студент. Таким образом, усвоение знаний студентом требует, с одной стороны, неоднократного повторения материала (усвоить материал с первого раза могут лишь немногие студенты с высоким уровнем интеллекта), с другой стороны, обсуждения и осознания прослушанного на лекции. Формально такое усвоение должно происходить на семинарских занятиях, но зачастую между лекцией и семинаром проходит какое-то количество времени и студент забывает элементы знаний, полученные на лекциях. Возможно, что будет верным, на семинарском занятии озвучить основные моменты лекции, но часто такое автоматическое повторение вызывает негативную реакцию слушателей, для которых повторение ассоциируется со школьным обязательным зазубриванием. Подобный конфликт можно разрешить при помощи опять же диалога, обращения к сознанию слушателя путем наводящих вопросов. Обращение к сознанию слушателя должно быть обязательно связано с глубоким уважением к личности студента и его знаниям, поэтому должно предваряться такой фразой как «вы все уже знаете, я помогаю вам лишь обобщить полученное знание». Любой, даже неверный ответ, можно обыграть таким образом, что он станет основой и началом правильного ответа. Ведь человек – существо социальное и общение ему необходимо. При этом студенческая аудитория – это молодые люди, которые только начинают общественную жизнь и такой диалог помогает им получить новые навыки в общении с разными людьми. Вот почему диалог становится важной составляющей процесса получения знаний, такой подход интересен не только преподавателю, но и студенту.

Способ использования диалога в преподавании является традиционным, но отчасти забытым, в то время как актуальность использования диалога именно на лекционных занятиях нельзя недооценивать. Эффективность подобного диалога во многом зависит от социально-коммуникативных навыков преподавателя. Несмотря на то, что преподаватель по определению специалист, владеющий такими навыками и имеющий большой опыт общения, такие навыки могут быть у него не сформированы. Основная причина – не только не умение (следствие), но нежелание преподавателя вступать в контакт со студентами (причина), связанного, в свою очередь, с такими особенностями личности как увлеченность собственной значимостью, иллюзия всезнания или наоборот недостаточного знания, отсутствие простого человеческого интереса к людям, а, следовательно, понимания их психического мира. Собственно такой диалог не требует изучения каждой отдельной личности студента (их слишком много), но существует некоторое поле идентичности, на основе которого возможно построить эффективное взаимодействие. Данное поле взаимопонимания может быть основано на том, что близко и студенту и преподавателю (представление о человеке, учебе, красоте, искусстве, кино, музыке и др.). Если такое поле взамопонимания или идентичности найдено, то последующий диалог будет вести легко и просто, слушатели будут заинтересованы в развитии отношений с преподавателем. Конечно, построение подобного поля – долгий путь, подразумевающий глубокое личностное участие преподавателя в диалоге и богатый опыт взаимоотношений в людьми, которого часто преподавателям не хватает. Дело в том, что общительность и разговорчивость еще не означает способность к диалогу и взаимоотношениям. Важно научиться слышать сначала себя, а потом другого человека, понимать свои, а потом чужие чувства и желания.

Но в итоге, эффективность применения диалога, построенного предложенным способом, невозможно сравнивать с успешностью применения различных инновационных методов в преподавании (таких, например, как презентации, иллюстрации или использование артистических навыков преподавателя). Не умаляя значения визуального канала восприятия и связанных с ним визуальных способов подачи материала лекции, посредством которых возможно достаточно эффективно привлечь внимание студентов и дать им важные и интересные элементы знания (что важно особенно при чтении лекции по истории культуры), а также других инновационных методов преподавания, отметим существенное значение представленной диалогической составляющей в преподавательской деятельности.

Представленный диалогический подход к чтению лекций по гуманитарным дисциплинам, как показало практическое применение данного подхода в различных студенческих аудиториях (Санкт-Петербургский государственный горный институт, Медицинская Академия им. Мечникова, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов), не только эффективен для повышения уровня знаний, но и для установления постоянной мотивации к учебному процессу и получению новых знаний студентов. Основа такого подхода – практическое применение достижений в области психологии таких авторов как Ялом И., М.Кляйн, Р.Д.Файрбейрн, Д.В.Винникот, Дальто Ф. и др.

Библиографическая ссылка

Науменко Н.В. Диалогическая коммуникация в преподавании гуманитарных дисциплин // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5202 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат