Заочные электронные конференции
 
     
КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Полуянова У.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Коррекция тревожности глухих детей младшего школьного возраста

Полуянова У.В.

Челябинский государственный педагогический университет

Челябинск, Россия

Современная действительность, характеризуемая увеличением стрессов и повышением эмоциональных негативных реакций, приводит к возникновению тревожных состояний не только у взрослых, но и у детей. Специалисты отмечают увеличение количества тревожных детей, детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет эмоциональное развитие детей, и такое его проявление как тревожность усиливается. Понимая тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, можно отметить у глухих детей младшего школьного возраста достаточно выраженный уровень тревожности и преобладание таких единиц тревожного поведения как напряженность, скованность, повышенная суетливость, плаксивость, нервозность.

Несмотря на то, что в специальной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по обучению и воспитанию глухих детей, аспект изучения именно тревожности глухих младших школьников остаётся слабо изученным и представляет собой важную проблему, которая имеет большое социальное и научное значение. Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области специальной психологии, но и, прежде всего, родителей и педагогов детей с нарушением слуха, т.к. затрагивает воспитание ребенка и в школе-интернате, и в семье.

Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Специальное воспитание и обучение глухих детей немыслимо без существования комплексного воздействия. Анализ содержания деятельности СКОУ I вида позволяет отметить, что комплексное воздействие включает в себя и работу, направленную на коррекцию тревожности глухих детей младшего школьного возраста, которая осуществляется всеми специалистами, в частности учителем - дефектологом, учителем начальных классов и воспитателем.

Учитель - дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, использует различные специальные игровые приемы, направленные на снижение тревожности глухого школьника: артикуляционная гимнастика с использованием упражнений: "Рот на замок" - упражнение поможет ребенку научиться напрягать и расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда ребенок вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляет их.

Учитель начальных классов организует коррекционно-развивающую среду на занятиях, осуществляет индивидуально-дифференцированный подход к глухим школьникам с особенностями психического развития, применяет специальные средства по преодолению тревожности глухого младшего школьника: для достижения успеха необходимо, чтобы педагог видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие), что особенно важно при работе с тревожными детьми; педагог должен часто хвалить ребенка, но дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала - это не просто отражение настроения учителя, а оценка его конкретной деятельности.

Воспитатель организует выполнение детьми режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором и т. п.), обязательно дадут результат также и по снижению уровня тревожности.

Коррекция высокого уровня тревожности предполагает работу в следующих направлениях: применение ролевых игр, игр на телесный контакт, специальных игр, проведение упражнений на релаксацию, технику глубокого дыхания, работа с родителями.

Своевременная коррекция повышенного уровня тревожности позволит снизить негативные тенденции формирования тревожной личности и усиления их при наступлении кризиса подросткового возраста.

Библиографическая ссылка

Полуянова У.В. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5244 (дата обращения: 23.04.2024).



Сертификат Получить сертификат