Заочные электронные конференции
 
     
Последствия введения страховых взносов
Мишенина М.С., Сидоркевич Я. И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Мишенина М.С., Сидоркевич Я. И.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Заявленная цель перехода от ЕСН к уплате страховых взносов – поддержка социально незащищенных слоев населения. Данная замена имеет значительное количество недостатков.

Во-первых, реформа подразумевает не только замену одних платежей другими, но и увеличение к 2011 году суммы уплачиваемых взносов до 34%. Рост составит восемь процентных пунктов [5 c.16].

Постепенное снижение ЕСН, которое проводилось ранее, способствовало тому, что компании выводили фонд заработной платы из тени, многие работники стали получать полностью «белую» зарплату. С увеличением суммы уплачиваемых взносов начнется обратный процесс: зарплата сотрудников снова уйдет в тень. Таким образом, желание законодателя увеличить выплаты пенсионерам ударит по работающей части населения, особенно если принять во внимание тот факт, что в результате сокрытия части фонда заработной платы многие работники будут вынуждены отказаться от части социальных гарантий.

Во-вторых, сокрытие части фонда заработной платы приведет к соответствующему снижению поступлений от НДФЛ [5 c.16].

В-третьих, работники и работодатели фактически не участвуют в управлении системой обязательного социального страхования, установлении тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования, размеров страховых пособий и выплат, чему способствует и законодательно неурегулированный статус государственных внебюджетных фондов [4 c.9].

В-четвертых, в финансовой сфере обязательного социального страхования не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством, чем обусловлена ее несбалансированность и, как следствие, периодические концептуальные изменения в системе обязательного социального страхования [4 c.9].

В-пятых, переход на новую систему будет сопряжен со значительными трудозатратами бухгалтерских служб организаций и индивидуальных предпринимателей, что вызовет необходимость расширения штата бухгалтерии в трудоемких отраслях [3 c.17].

В-шестых, может возникнуть путаница в полномочиях по предоставлению разъяснений по действию норм Закона №212-ФЗ между ПФР, ФСС, Минздравсоцразвития России. Кроме того, будет невозможно зачесть переплату по одному взносу в счет другого взноса и налога, а при оформлении платежного поручения с ошибкой в коде бюджетной классификации (КБК) обязанность по уплате взносов не будет считаться исполненной. У бизнеса есть опасения, что в результате может существенно увеличиться документооборот за счет сдачи дополнительных ежеквартальных отчетов, а эффективность администрирования окажется на первых порах крайне низкой [4 c.7].

Конечно, замена ЕСН страховыми взносами имеет и ряд достоинств: пополнение финансовыми ресурсами внебюджетных фондов, прекращение уклонения от уплаты налогов посредством аутсорсинга персонала у «упрощенцев», выплат за счет чистой прибыли или через организацию инвалидов, урегулирование некоторых спорных ситуаций.

Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации. Уменьшаться вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам Правительства РФ в 2010 году составит всего 1%. В конечном итоге пострадает доходная часть бюджета, который и так имеет существенный дефицит. Другие же хозяйственные субъекты, у которых нет прибыли, будут вынуждены ликвидировать свой бизнес.

Есть также большая вероятность, что многие компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием от налогообложения налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы «в конвертах». Первое фактически будет означать «оптимизацию» численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц.

Чтобы снизить финансовую нагрузку на малый бизнес и дать ему возможность развиваться необходимо предпринять соответствующие меры. Во-первых, следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов: 20,2% на 2011 и 2012 годы, 27,1% на 2013 и 2014 годы. В таком случае выпадение доходов из бюджетной системы не последует. Зато увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес окажется хоть и ощутимым, но постепенным, и у малого бизнеса будет время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Во-вторых, необходимо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Предлагается установить налоговые ставки по УСН в размере 3% для объекта «доходы», по ЕНВД – 10%. Можно предпринять другие компенсирующие меры: например, рассмотреть вопрос о введении так называемой «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль с организаций, «налоговых каникул» для инновационных предприятий [4 c.10].

Необходим тщательный мониторинг изменений уровня заработной платы в указанных отраслях и опережающая подготовка возможных компенсационных мер. Кроме того, ограничение верхнего предела облагаемого страховым взносом заработка на уровне 415 000 руб. означает, что средне- и высокооплачиваемые работники фактически исключаются из системы обязательного пенсионного страхования и должны самостоятельно обеспечивать свое пенсионное будущее. В связи с этим необходимо стимулировать участие этих категорий работников в системе негосударственного пенсионного страхования.

Есть еще один важный для бизнеса и работодателей аспект. Законом №213-ФЗ признается утратившим силу п. 15 ст. 255 НК РФ, предусматривающий отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ. Таким образом, расходы работодателей на доплату к пособиям по временной нетрудоспособности до размера средней заработной платы должны будут производиться за счет прибыли организации.

Вместе с тем, если указанные доплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, сохраняется их отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль (на основании п. 25 ст. 255 НК РФ). Подобное разделение работодателей в зависимости от наличия или отсутствия заключенного коллективного договора представляется неоправданным.

Литература:

  1. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ.

  2. Брызгалин А. В., Головкин А. Н. Страховые взносы в 2010 году. – Екб.: Налоги и финансовое право, 2010. – 128с.

  3. Жемчужникова И. В. Достоинства и недостатки замены ЕСН страховыми взносами // Налоговая политика и практика. – 2009. - №11(83). – С. 10-17

  4. Фадеев Д. Е. Взгляд бизнеса на отмену ЕСН // Налоговый вестник. – 2009.- №12. – С. 6-10.

  5. Шаталов С. Д. Плюсы и минусы налоговой реформы // Налоговые споры. – 2010. - №1. – С. 16-17.

  6. URL: http//www.rg.ru

Библиографическая ссылка

Мишенина М.С., Сидоркевич Я. И. Последствия введения страховых взносов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5312 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат