Заочные электронные конференции
 
     
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ ПРОТЕСТАНТОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Кондакова Н.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

ПРОТЕСТАНТОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Кондакова Н.С., старший преподаватель кафедры САРиФ

Читинский государственный университет

г. Чита, Россия

В данной статье автор на материалах собственных исследований старается выяснить социальную дистанцию, существующую среди протестантов по отношению к другим религиозным организациям региона. Автор приходит к выводу, что наиболее важна для протестантов семейная сфера, в отношении остальных особых предпочтений нет.

Для многонационального и поликонфессионального региона крайне важна толерантность по отношению к тем религиозным и этническим группам с которыми мы вступаем во взаимодействие. Как известно мировой протестантизм мультикультурен, он включает в ряды своих последователей представителей различных национальностей и выступает за равенство всех перед богом. В Забайкалье поликонфессиональность сложилась традиционно и протестантские организации появляясь на данной территории попадали в многогранное этнокультурное поле, и, как известно сохраняли терпимость и достаточно успешно осваивались в сложившейся системе. Для нашего исследования важно современное отношение протестантов к тем религиозным традициям, которые существуют в регионе. Для выяснения уровня социальной дистанции использовались вопросы применяемые в шкале Богардуса. Как известно, наиболее важной сферой взаимодействия по его мнению является семья. В нашем исследовании был задан вопрос «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой религии», ответы на который показывают следующее: среди всех верующих 38,7% ответили «нет это неизбежно вызовет конфликты в семье», 7,3% ответили «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии», 4% ответили «нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же религиозной принадлежности, что и я», 2% «нет, так как не могу нарушить семейные традиции», 1,3% отметили два ответа «нет это неизбежно вызовет конфликты в семье» и «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии». 14% ответили, что «религия супруга не имеет значения» и лишь 2,7% ответили «да, так как это обогатит наше духовное общение, и будет полезно для воспитания детей», кроме того 25,3% привели свой вариант ответа: «библия запрещает», «нет, так как подрывается собственная вера в единого», «желательно быть одной веры».

Интересно, что в двух случаях были отмечены некоторые условия вступления в брак: «возможно только с православием» в Новоапостольской церкви и «если он истинно верующий» у пятидесятников. На наш взгляд это указывает на то, что люди не окончательно утратили свою связь с религией из которой пришли в протестантизм, а именно с православием.

Таким образом, большинство опрошенных относятся к браку с представителями другой религии отрицательно, что показывает важность данной сферы для респондентов и нежелание допускать в нее не близких духовно людей. Однако это показывает и некую нетерпимость в отношении к представителям другой религии, не возможность близкого взаимодействия у людей различных религиозных традиций, что как правило приводи т к разладу в семье, когда один из супругов обращается в протестантскую веру, часто именно за это упрекают протестантские организации и называют их сектами. Некоторые протестантские религиозные организации более ревностно относятся к данной сфере отношений и не терпят никакого отступления от принятых догм, например Свидетели Иеговы….. однако к какой бы религиозной организации вы не принадлежали семейная сфера всегда попадает под влияние религии и большее внимание как правило уделяется ей. К примеру в ходе включенного наблюдения были отмечены такие случаи как: в церкви пятидесятников – после того как девушка вступила в данную религиозную организацию муж очень беспокоился о ней и постоянно посещал те собрания куда ходила она, для того, чтобы понять что ее там привлекает и не является ли данная организация сектой – он приходил на собрания; в организации Свидетели Иеговы – когда муж одной из верующих отошел от данной организации на него был возложен запрет общения, т.е. члены данной организации не имели права с ним разговаривать и соответственно жена тоже, кроме того с ней проводились постоянные профилактические беседы, наставления и уделялось особо пристальное внимание [Материалы получены в ходе включенного наблюдения автора в религиозных организациях «Спасение в Иисусе» и «Свидетели Иеговы» в г. Чите].

Следующий вопрос определяет опять же достаточно личную сферу отношений, однако, все же удаленных от семьи – это дружба. На вопрос «Считаете ли вы для себя возможным вхождение в круг ваших друзей представителей других религиозных убеждений» были приведены следующие ответы: 64,7% среди всех опрошенных ответили «да я допускаю такую возможность», 30% ответили «при выборе друзей религия не имеет для меня принципиального значения» и лишь 4% «исключают такую возможность». Таким образом, сфера дружеского общения и дружеских интересов не является не имеет столь сакрального значения как семья и поэтому большая часть респондентов готовы вступать в дружеские отношения с представителями других религиозных убеждений.

Следующие выделенные Богардусом категории получили примерно одинаковое распределение ответов. На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому. Чтобы Вашим коллегой стал представитель другой религии» ответы распределились следующим образом: 56,7% всех опрошенных ответили «положительно», 34% отметили, что «мне все равно» и 6% ответили «отрицательно». На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому что. Вашим соседом стал представитель другой религии»: 54,7% ответили «положительно», 38,7% высказали мнение «мне все равно» и 4% отметили «отрицательно».

Такие положения как гражданин моей страны и интурист получили полную поддержку.

Таким образом, из приведенного выше анализа видно, что наиболее значимой является сфера личного интимного, а именно – семья, поскольку именно там создается духовный климат личности, формируются ее основные качества, сохраняются традиции. Лояльное отношение ко всем остальным категориям показывает не только толерантность протестантов, но взаимодействие с представителями других религиозных убеждений позволяет распространять свое вероучение на другие группы, тем самым привлекая их в ряды той или иной организации.

Библиографическая ссылка

Кондакова Н.С. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ ПРОТЕСТАНТОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5375 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат