Заочные электронные конференции
 
     
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Грачёва А.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.И. Грачёва, аспирант

Московский гуманитарный педагогический институт

Москва, Россия

Аннотация: В данной статье рассматривается использование дидактических игр и лексических упражнений в процессе усвоения семантических отношений детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дидактические игры, лексические упражнения, семантические отношения.

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.

Термин «семантика»определяется как наука о значениях слова, как раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка, а также как один из аспектов изучения знаков в семиотике. «Семантику понимают то очень узко, как науку о значениях слов, то слишком широко, как науку, обо всех содержательных функциях языка» [3, с.4].

Развитие семантической стороны речи является одним из основных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольников. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребёнка-дошкольника оказывает непосредственное влияние на его умение точно и адекватно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребёнку вступать в общение со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня семантического развития детей дошкольного возраста должно отразить не столько количественный состав его словаря, сколько качественное состояние лексики.

Лексико-семантическая система представляет собой совокупность лексических единиц, связанных между собой семантическими отношениями. В ней зафиксированы все отношения, в которые данная лексическая единица вступает с другими лексическими единицами. Любая вновь поступающая семантическая информация так или иначе перестраивает эту систему, поэтому она находится в постоянном движении. Наиболее интенсивное развитие лексико-семантической системы происходит именно в дошкольном возрасте: ознакомление с окружающей действительностью несёт новую информацию о предметах, явлениях и свойствах, а она в свою очередь, воплощается в изменениях складывающейся у ребёнка лексико-семантической системы. Развитие детей старшего дошкольного возраста представляет собой в определённой степени результат предшествовавшего семантического развития, так как структура основных семантических шкал уже может считаться вполне сложившейся. Результату развития семантической системы ребёнка старшего дошкольного возраста, которая уже приближается по своей организации к семантической системе взрослого носителя языка, предшествует длительный процесс её становления. Этот процесс начинается на самых ранних этапах речевого развития. Специальная работа педагогов, направленная на формирование лексико-семантической системы, призвана помогать детям учиться вычленять важную семантическую информацию.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. «Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов»[4, с 21-28].

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Проблема речевого развития детей изучается на основе современных данных о языке, представленных в лингвистике, психолингвистике, что позволяет выявить особенности усвоения детьми всех языковых закономерностей с выделением семантического аспекта как одного из ведущих в овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью. Изучение семантической стороны речи связывается с общей системой знаний и представлений ребенка, с особенностями восприятия окружающей действительности. Формирование семантической стороны речи, с одной стороны, выполняет развивающую функцию для познавательной деятельности дошкольников, а с другой стороны, значение слова в процессе развития ребенка совершенствуется по своему строению и в отношении той системы психических процессов, которые стоят за словом.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и этического воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются дидактические игры и лексические упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время, они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании. Благодаря дидактическим играм и лексическим упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.

В процессе обогащения словаря развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Можно сказать, что благодаря дидактическим играм и лексическим упражнениям формируется, обогащается, активизируется словарный запас детей. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в

детском саду [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова. // Умственное воспитание

дошкольника. – М., 1972. – 94с.

2. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика синонимические средства языка:

Монография Изд. 2-е, испр., доп. [Текст]/ Ю.Д. Апресян. – М.: Восточная

литература. Языки русской культуры, 1995.- 472с.

3. Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление [Текст]/ С.Д.

Кацнельсон. – М.:Эдиториал УРСС, 2004.- 224с.

4. Основы теории речевой деятельности. Некоторые проблемы общей

теории речевой деятельности. Изд.2 [Текст]/ Под ред. А.А. Леонтьева – М.:

издательская группа urss, 2003.- 248с.

©А.И.Грачёва, 2009

Библиографическая ссылка

Грачёва А.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5496 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат