Заочные электронные конференции
 
     
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Шуб М. Л.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Шуб М. Л.

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Челябинск, Россия

Научно-исследовательская работа студентов является важнейшим направлением в общей системе функционирования вуза. Именно в рамках данной работы студенты получают возможность закрепления и совершенствования общепрофессиональных знаний, умений и навыков, формирования дополнительных инструментов профессиональной деятельности, а также апробации полученной теоретической информации в сфере её практической реализации. Это одинаково верно для учебных заведений различных профилей. Однако вуз культуры и искусств имеет свою специфику как в области общей направленности и содержания учебного процесса, так и в организации научной деятельности студентов.

В настоящей статье будет предложена программа организации исследовательской работы студентов творческого вуза на примере кафедры Культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Данная программа призвана устранить основные сложности, возникающие в области студенческой науки, основными из которых являются следующие:

  1. Низкая исследовательская активность студентов;

  2. Низкая мотивация в сфере профессиональной подготовки и самоподготовки;

  3. Оторванность практической деятельности студентов от наличной социокультурной ситуации в сфере данной деятельности, имеющихся в ней актуальных запросов, а также оторванность от конкретных потребностей предприятий и заведений;

  4. Низкая эффективность контактов между НИР ППС (научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава) и НИРС (научно-студенческая работа студентов);

  5. Отсутствие внешней презентационной активности;

  6. Отсутствие знаковых профильных научно-исследовательских мероприятий для студентов и организуемых силами студентов;

  7. Снижение общих показателей активности и качества научно-исследовательской деятельности студентов.

На основании анализа сложившихся проблем НИРС очевидной становится цель преобразовательной деятельности в данной сфере – активизация научно-исследовательской деятельности студентов всех специальностей кафедры Культурологии и социологии.

Решение данной цели возможно через следующие шаги, или задачи преобразовательной деятельности:

  1. Включение научной деятельности в общеучебную работу студентов;

  2. Информирование студентов о возможных путях научной самореализации на внутриакадемическом, городском и российском уровнях;

  3. Инициация и поддержка авторских, групповых и соавторских (в соавторстве с преподавателем) проектов студентов;

  4. Обеспечение дополнительных условий для совершенствования профессиональных навыков студентов;

  5. Организация научных студенческих мероприятий внутриакадемического и городского масштабов;

  6. Организация деятельности научного факультатива «Смотрим искусство»;

  7. Организация деятельности дискуссионной студии «Культурная среда»;

  8. Организация контроля и учёта научно-исследовательской деятельности студентов.

Среди основных направлений научно-исследовательской деятельности студентов можно выделить четыре:

  1. Организационно-событийное;

  2. Коммуникативное;

  3. Внешнепрезентационное;

  4. Научно-исследовательское.

Организационно-событийное направление НИРС подразумевает участие студентов в организации и проведении мероприятий научного, а также научно-учебного характера (профильных олимпиад, дискуссионных клубов, факультативов, конференций и пр.).

Общей целью данного направления является привлечение студентов к участию в разного рода мерорпитиях научного характера как в роли участников, так и в роли организаторов.

В рамках коммуникативного направления осуществляется деятельность по совершенствованию взаимодействия студентов кафедры с внутриакадемическими научными подразделениями (например, с Научным отделом), по организации взаимодействия с внешними образовательными учреждениями, учреждениями культуры и пр., по информированию о специфике деятельности учреждений культуры и искусства города и области через организацию экскурсионных маршрутов.

Общей целью этого направления можно считать обеспечение тесных контактов кафедры в области студенческой науки с различными организациями города и области, преодоление «местечкового» характера НИРС, попадание в мейнстрим ключевых социокультурных проектов города и участие в их осуществлении.

Внешнепрезентационное направление сводится к созданию и поддержке сайта кафедры Культурологии и социологии; проект, проведению ежемесячного мониторинга научной деятельности в Академии, Челябинске и России, ведение еженедельной рубрики в местной газете, обеспечение промежуточного и итогового рейтингового контроля НИРС на кафедре и пр.

Данное направление решает, главным образом, задачи по презентации деятельности академии в целом и кафедры в частности в области студенческой науки на внешнем уровне, демонстрация исследовательской активности студентов вуза, информирование о её формах и основных результатах, позиционирование Академии как вуза, поддерживающего не только творческий, но и научный потенциал студентов.

Научно-исследовательское направление подразумевает активизацию научной деятельности студентов в таких формах, как участие в конференциях, публикаторской деятельности, конкурсах грантов. Кроме того в рамках данного направления инициируется ориентация научно-исследовательских проектов студентов на конкретные нужды учреждений (например, через акты о внедрении).

Помимо определения направлений исследовательской работы студентов важным направлением организации НИРС в вузе является выработка форм учёта и контроля данной деятельности. В качестве подобной формы мы предлагаем «Профессиональное портфолио студента», то есть индивидуальная учётно-контрольная папка студента, в которой фиксируются все формы собственной научно-исследовательской активности в течение всех пяти лет обучения. Данное портфолио включается в себя контроль различных видов научно-исследовательской работы студентов (конференции, экскурсии, публикации и пр.), их результаты (грамоты, дипломы и пр.), формы внедрения, формы участия и т.д.

Текущий контроль НИРС осуществляется посредством семестровой отчётной конференции; итоговый – на защите выпускных квалификационных работ. Кроме того, активность и качество НИРС будет учитываться при выставлении экзаменационной оценки по профильным дисциплинам, при выставлении оценок по практикам, а так же при оценивании квалификационной работы.

Представленная форма организация научной работы студентов в вузе культуры позволяет решить (в полной или частичной мере) решить вышеназванные проблемы, которые возникают в сфере НИРС, существенно активизировать научно-познавательную деятельность студентов, а также повысить их общую успеваемость и мотивационную заинтересованность в учебном процессе.

Библиографическая ссылка

Шуб М. Л. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5500 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат