Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
Современные модели оценки качества образования
Косенко С.Т.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Современные модели оценки качества образования

Косенко С.Т.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Санкт-Петербург, Россия

В последние десятилетия образовательная политика, направленная на повышение качества общего и профессионального образования, относится к числу основных приоритетов государственной социально-экономической политики. Реформы систем образования, проводимые во многих странах, характеризуются как модернизацией организационных и финансово-экономических механизмов управления учебными заведениями, так и пересмотром содержания, форм и методов обучения, внедрением новых подходов к контролю его качества.

Наибольшее распространение в мире получили системы управления качеством, разработанные на основе требований международных стандартов ISO серии 9000. Совершенствование этих стандартов привело к их сближению с концепцией всеобщего управления качеством (TQM), определяющей качество любого товара или услуги с позиций удовлетворенности потребителя. Основными принципами TQM являются: создание информационной базы; внедрение методов оценки удовлетворенности потребителей; оценки и измерения основных процессов; непрерывное улучшение этих процессов; самооценка деятельности. Новая версия стандартов ISO 9000:2000 включает восемь принципов менеджмента качества, четвертый из которых – процессный подход. То есть базовая концепция управления организацией, работающей в условиях современной системы менеджмента качества, может основываться на процессном подходе, суть которого – влияние на процесс, а не на его результаты.

Анализ научнойлитературы, посвящённой созданию систем управления качеством высшего образования, в том числе и педагогического, показывает, что в настоящее время концептуально-методические подходы к оценке качества образования основаны, как правило, на положениях международных стандартов MC ISO серии 9000и концепции всеобщего управления качеством. Исследование этих проблем связано с развитием инновационных процессов в системе образования, в частности, с созданием системы менеджмента качества (СМК) вузов.

В соответствии с ISO 9001:2000 под процессом понимается “совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы”. Исходя из данного определения, управление качеством образования можно представить как последовательную реализацию функциональных внутренних взаимодействий между структурными элементами учебного процесса. При этом следует учитывать, что входные ресурсы (элементы) преобразуются в выходные и выход одного непосредственно является входом другого.

При построении общей структуры учебного процесса следует, на наш взгляд, исходить из предположения, что качество образования как совокупность систематизированных знаний, умений навыков, ценностей и норм поведения, то есть как трудовой и личностный потенциал специалистов определяется, прежде всего, двумя относительно независимыми укрупненными блоками (факторами) образовательного процесса: во-первых, комплексом ресурсов, характеризующим процесс обучения; во-вторых, социально-демографическими, образовательными и личностными характеристиками студентов. В свою очередь, эти блоки можно разделить на более конкретные элементы, позволяющие оперативно влиять на учебный процесс в каждом учебном заведении. В первом блоке к этим ресурсным элементам следует отнести:

  • содержание образования, которое находит выражение в программах, педагогических технологиях и методах обучения и воспитания студентов;

  • научно-методический и инженерно-педагогический потенциал преподавателей и сотрудников;

  • материально-техническую базу обучения и воспитания.

Во втором блоке ресурсными элементами являются:

  • уровень и качество общеобразовательной подготовки абитуриентов;

  • их профессиональная ориентация;

  • мотивы выбора специальности и конкретного учебного заведения;

  • социально-демографический состав студентов: по полу, возрасту, социальному происхождению и месту жительства.

Эффективность управления качеством подготовки студентов согласно концепции TQM в значительной мере зависит от информационного обеспечения процесса мониторинга качества образования. Под информационным обеспечением следует понимать совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для:

  • реализации систематического сбора данных по различным структурным элементам (направлениям деятельности) образовательного учреждения;

  • аналитических процедур по комплексной оценке состояния учебного процесса и качества образования;

  • принятия управленческих решений и соответствующих управляющих воздействий.

Для того, чтобы все внутренние взаимодействия учебного процесса представить в форме информационных взаимодействий, необходимо иметь достоверную информацию, образующую как входные и выходные, так и внутренние информационные потоки. Последние на уровне учебного заведения можно рассматривать, во-первых, как идущие сверху вниз управляющие воздействия, которые поступают от руководства в структурные подразделения, а во-вторых, как направляемую снизу вверх информацию о протекании образовательного процесса и реакции на управляющие воздействия.

Исходя из общих положений теории управления, процесс управления качеством образования можно представить как последовательную реализацию следующих функций: получение информации о состоянии образовательного процесса в учреждении из внутренних информационных потоков → сравнение этой информации с заданным (нормативным) или желаемым (среднестатистическим) состоянием → принятие решения об изменении данного состояния (текущего или итогового) → отработка управляющих воздействий в соответствии с выбранным решением → передача информации, образующей выходные информационные потоки (отчеты, заявки, справочные материалы).

Базовая основа для формирования оценочных показателей структурных элементов учебного процесса заложена в государственных образовательных стандартах (ГОС). Федеральный компонент ГОС в обязательном порядке включает обобщающие количественные и качественные параметры образовательного процесса по конкретным специальностям. На основе этих параметров может быть разработана система критериев и показателей (измерителей) качества обучения, как по всей цепочке горизонтальных процессных взаимодействий, так и по всем функциональным уровням управления образовательным процессом вуза. Для формирования более полной и достоверной информационной базы о состоянии учебного процесса необходимо дополнить данную систему более широким кругом показателей, отражающих состояние ведущих процессов и факторов, влияющих на качество обучения в вузе. Таким образом, процессное структурирование и описание системы управления качеством образования в учебном заведении позволяет получить достоверную и необходимую внутреннюю информацию о протекании образовательного процесса, а также о входных характеристиках абитуриентов и выходных профессиональных компетенциях подготавливаемых специалистов. Именно последние определяют конкурентоспособность выпускников вузов на российском рынке труда. В современных условиях интегральным показателем оценки качества образования является, на наш взгляд, степень востребованности молодых специалистов на рынке труда. Вместе с тем в концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» отмечается, что одной из негативных характеристик ситуации, сложившейся в сфере образования, является отсутствие адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Это обусловлено тем, что профессионально-квалификационная структура подготовки молодых специалистов формируется в значительной мере без учета возможностей их последующего трудоустройства, а также слабой восприимчивостью традиционной системы образования к требованиям со стороны работодателей.

Анализ теоретических и внедряемых моделей СМК вузов показывает, что в большинстве случаев они ориентированы на развитие и совершенствование локальных инновационных процессов и практически не затрагивают анализ существующих связей с внешней средой. Все это подтверждает необходимость разработки системы организационных мер, ориентированных на стратегическое взаимодействие образовательных учреждений и самих выпускников вузов с рыночной средой. К числу этих мер относится мониторинг трудоустройства выпускников учебных заведений, который является инструментом обратной связи между субъектами рынка труда (работодателями и молодыми специалистами) и учебными заведениями, позволяющим:

  • оценить результативность работы учебного заведения, контролировать качество образования;

  • установить тенденции востребованности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

  • прогнозировать потребности регионального рынка в молодых специалистах.

Разработка организационных основ механизма этого мониторинга является актуальным направлением работы по созданию внутривузовской системы управления качеством.

4

Библиографическая ссылка

Косенко С.Т. Современные модели оценки качества образования // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5531 (дата обращения: 22.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 0

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка