Заочные электронные конференции
 
     
Современные модели оценки качества образования
Косенко С.Т.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Современные модели оценки качества образования

Косенко С.Т.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Санкт-Петербург, Россия

В последние десятилетия образовательная политика, направленная на повышение качества общего и профессионального образования, относится к числу основных приоритетов государственной социально-экономической политики. Реформы систем образования, проводимые во многих странах, характеризуются как модернизацией организационных и финансово-экономических механизмов управления учебными заведениями, так и пересмотром содержания, форм и методов обучения, внедрением новых подходов к контролю его качества.

Наибольшее распространение в мире получили системы управления качеством, разработанные на основе требований международных стандартов ISO серии 9000. Совершенствование этих стандартов привело к их сближению с концепцией всеобщего управления качеством (TQM), определяющей качество любого товара или услуги с позиций удовлетворенности потребителя. Основными принципами TQM являются: создание информационной базы; внедрение методов оценки удовлетворенности потребителей; оценки и измерения основных процессов; непрерывное улучшение этих процессов; самооценка деятельности. Новая версия стандартов ISO 9000:2000 включает восемь принципов менеджмента качества, четвертый из которых – процессный подход. То есть базовая концепция управления организацией, работающей в условиях современной системы менеджмента качества, может основываться на процессном подходе, суть которого – влияние на процесс, а не на его результаты.

Анализ научнойлитературы, посвящённой созданию систем управления качеством высшего образования, в том числе и педагогического, показывает, что в настоящее время концептуально-методические подходы к оценке качества образования основаны, как правило, на положениях международных стандартов MC ISO серии 9000и концепции всеобщего управления качеством. Исследование этих проблем связано с развитием инновационных процессов в системе образования, в частности, с созданием системы менеджмента качества (СМК) вузов.

В соответствии с ISO 9001:2000 под процессом понимается “совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы”. Исходя из данного определения, управление качеством образования можно представить как последовательную реализацию функциональных внутренних взаимодействий между структурными элементами учебного процесса. При этом следует учитывать, что входные ресурсы (элементы) преобразуются в выходные и выход одного непосредственно является входом другого.

При построении общей структуры учебного процесса следует, на наш взгляд, исходить из предположения, что качество образования как совокупность систематизированных знаний, умений навыков, ценностей и норм поведения, то есть как трудовой и личностный потенциал специалистов определяется, прежде всего, двумя относительно независимыми укрупненными блоками (факторами) образовательного процесса: во-первых, комплексом ресурсов, характеризующим процесс обучения; во-вторых, социально-демографическими, образовательными и личностными характеристиками студентов. В свою очередь, эти блоки можно разделить на более конкретные элементы, позволяющие оперативно влиять на учебный процесс в каждом учебном заведении. В первом блоке к этим ресурсным элементам следует отнести:

  • содержание образования, которое находит выражение в программах, педагогических технологиях и методах обучения и воспитания студентов;

  • научно-методический и инженерно-педагогический потенциал преподавателей и сотрудников;

  • материально-техническую базу обучения и воспитания.

Во втором блоке ресурсными элементами являются:

  • уровень и качество общеобразовательной подготовки абитуриентов;

  • их профессиональная ориентация;

  • мотивы выбора специальности и конкретного учебного заведения;

  • социально-демографический состав студентов: по полу, возрасту, социальному происхождению и месту жительства.

Эффективность управления качеством подготовки студентов согласно концепции TQM в значительной мере зависит от информационного обеспечения процесса мониторинга качества образования. Под информационным обеспечением следует понимать совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для:

  • реализации систематического сбора данных по различным структурным элементам (направлениям деятельности) образовательного учреждения;

  • аналитических процедур по комплексной оценке состояния учебного процесса и качества образования;

  • принятия управленческих решений и соответствующих управляющих воздействий.

Для того, чтобы все внутренние взаимодействия учебного процесса представить в форме информационных взаимодействий, необходимо иметь достоверную информацию, образующую как входные и выходные, так и внутренние информационные потоки. Последние на уровне учебного заведения можно рассматривать, во-первых, как идущие сверху вниз управляющие воздействия, которые поступают от руководства в структурные подразделения, а во-вторых, как направляемую снизу вверх информацию о протекании образовательного процесса и реакции на управляющие воздействия.

Исходя из общих положений теории управления, процесс управления качеством образования можно представить как последовательную реализацию следующих функций: получение информации о состоянии образовательного процесса в учреждении из внутренних информационных потоков → сравнение этой информации с заданным (нормативным) или желаемым (среднестатистическим) состоянием → принятие решения об изменении данного состояния (текущего или итогового) → отработка управляющих воздействий в соответствии с выбранным решением → передача информации, образующей выходные информационные потоки (отчеты, заявки, справочные материалы).

Базовая основа для формирования оценочных показателей структурных элементов учебного процесса заложена в государственных образовательных стандартах (ГОС). Федеральный компонент ГОС в обязательном порядке включает обобщающие количественные и качественные параметры образовательного процесса по конкретным специальностям. На основе этих параметров может быть разработана система критериев и показателей (измерителей) качества обучения, как по всей цепочке горизонтальных процессных взаимодействий, так и по всем функциональным уровням управления образовательным процессом вуза. Для формирования более полной и достоверной информационной базы о состоянии учебного процесса необходимо дополнить данную систему более широким кругом показателей, отражающих состояние ведущих процессов и факторов, влияющих на качество обучения в вузе. Таким образом, процессное структурирование и описание системы управления качеством образования в учебном заведении позволяет получить достоверную и необходимую внутреннюю информацию о протекании образовательного процесса, а также о входных характеристиках абитуриентов и выходных профессиональных компетенциях подготавливаемых специалистов. Именно последние определяют конкурентоспособность выпускников вузов на российском рынке труда. В современных условиях интегральным показателем оценки качества образования является, на наш взгляд, степень востребованности молодых специалистов на рынке труда. Вместе с тем в концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» отмечается, что одной из негативных характеристик ситуации, сложившейся в сфере образования, является отсутствие адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Это обусловлено тем, что профессионально-квалификационная структура подготовки молодых специалистов формируется в значительной мере без учета возможностей их последующего трудоустройства, а также слабой восприимчивостью традиционной системы образования к требованиям со стороны работодателей.

Анализ теоретических и внедряемых моделей СМК вузов показывает, что в большинстве случаев они ориентированы на развитие и совершенствование локальных инновационных процессов и практически не затрагивают анализ существующих связей с внешней средой. Все это подтверждает необходимость разработки системы организационных мер, ориентированных на стратегическое взаимодействие образовательных учреждений и самих выпускников вузов с рыночной средой. К числу этих мер относится мониторинг трудоустройства выпускников учебных заведений, который является инструментом обратной связи между субъектами рынка труда (работодателями и молодыми специалистами) и учебными заведениями, позволяющим:

  • оценить результативность работы учебного заведения, контролировать качество образования;

  • установить тенденции востребованности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

  • прогнозировать потребности регионального рынка в молодых специалистах.

Разработка организационных основ механизма этого мониторинга является актуальным направлением работы по созданию внутривузовской системы управления качеством.

4

Библиографическая ссылка

Косенко С.Т. Современные модели оценки качества образования // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5531 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат