Заочные электронные конференции
 
     
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛАНДШАФТНОМУ РАЗНООБРАЗИЮ РОССИЙСКОГО КАВКАЗА
Атаев З.В., Братков В.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УДК 911.2

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ЛАНДШАФТНОМУ РАЗНООБРАЗИЮ РОССИЙСКОГО КАВКАЗА

Атаев З.В.

Дагестанский государственный педагогический университет

(Махачкала)

Братков В.В.

Московский государственный университет геодезии и картографии

(Москва)

Проблема сохранения ландшафтного разнообразия является одной из острейших проблем современности. Поиск путей ее решения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Последнее подтверждается, в том числе и тем обстоятельством, что Россия, вслед за многими странами мира, присоединилась к концепции устойчивого развития, провозглашенной в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В 1996 г. была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. (№440). Именно этот документ должен быть основным при решении региональных экологических проблем, конечная цель которых – разработка комплекса мер, направленных на оптимизацию природопользования, сохранения биологических ресурсов, а также поддержание биологического и ландшафтного разнообразия регионов.

При территориальной организации охраны природы обычно используют два подхода. Во-первых, сохраняются отдельные виды флоры и фауны, находящиеся на грани исчезновения. А во-вторых, их охрана невозможна без исключения территории (полностью или частично) из хозяйственного оборота. В первом случае охрана видов достигается путем создания так называемых «Красных книг», а во втором – преимущественно заповедников, национальных парков и заказников. При их организации и функционировании необходим учет природных особенностей территории, и в первую очередь – ландшафтных или экосистемных.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) на основе всестороннего анализа географических и биологических параметров определил наиболее выдающиеся центры мирового биоразнообразия, в границах которых представлены все основные виды, популяции, сообщества, системы и комплексы взаимосвязей между различными организмами и природными условиями (программа «The Global 200»).

Кавказ как физико-географическая страна входит в число этих 200 регионов, так как характеризуется одним из наиболее высоких уровней биологического разнообразия на Земле, чье биологическое и ландшафтное разнообразие имеет глобальное значение. Наряду с этим, здесь наиболее высоки угрозы уничтожения природных экосистем, поэтому Кавказ, по терминологии WWF, относится также к числу так называемых «горячих точек».

Из общей площади Кавказского экологического региона в 580 тыс. км2, в который частично входят Турция и Иран, а полностью – Азербайджан, Армения и Грузия. На долю России (Российский Кавказ) приходится около 275 тыс. км2. В ее пределах Кавказ представлен равнинами Предкавказья и северным макросклоном Большого Кавказа, а также небольшим фрагментом Колхиды. Здесь представлен широкий спектр природных комплексов: от полупустынь в северной и северо-восточной части до ледников на юге, в наиболее приподнятой части горного сооружения.

Для оценки ландшафтного разнообразия всего Кавказа Всемирным фондом дикой природы использовалась ландшафтная карта Кавказа, составленная Н.Л. Беручашвили [1979, 2002]. На российскую часть Кавказа она в настоящее время дополняется и уточняется [Братков, 1998; Братков, Салпагаров, 2001; Братков, Атаев, Абдуллаев, 2007]. Нами на основе этих работ сделана попытка оценить соответствие существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в первую очередь заповедников и национальных парков, располагающихся на территории Северного Кавказа, уровню его ландшафтного разнообразия.

На территории Большого Кавказа, которая занимает площадь 74312 км2, получили распространение 8 типов ландшафтов, часть из которых являются высотно-зональными и представлены в пределах горного сооружения повсеместно. Это гляциально-нивальные, занимающие площадь 327 км2, высокогорные луговые (23890 км2), горные холодноумеренные (8984 км2) и горные умеренные гумидные (24360 км2), которые встречаются как в западном, так и в центральном и восточном секторах Большого Кавказа. Имеющиеся понижения между наиболее высокими хребтами, в первую очередь, между Боковым и Скалистым, занимают горные умеренные семиаридные ландшафты, площадь которых составляет 1152 км2. Горные умеренные семигумидные ландшафты занимают 11800 км2 и приурочены к котловинам и широким долинам рек, особенно в Дагестане, и к склонам Сунженского хребта. Кроме того, в пределах Центрального Кавказа эти ландшафты разрывают лесные ландшафты (в районе плато Бечасын).

В западной части, на южном склоне Большого Кавказа, узкой полосой распространены горные теплоумеренные ландшафты колхидского типа, – они занимают всего лишь 2258 км2. Здесь же, на южном склоне, по мере удаления от Колхиды, в связи с иссушением климата локально представлены горные средиземноморские семигумидные ландшафты, занимающие 1141 км2. Эти два типа ландшафтов более нигде в России не представлены, а их основные ареалы находятся в Грузии и Абхазии, а также на Украине (Крым).

На территории Предкавказья, которая занимает площадь201106 км2, получили распространение 6 зональных типов ландшафтов, которые также связаны с общим планом зональности Кавказа. Так, в колхидской и причерноморской частях представлены равнинные и предгорно-холмистые субтропические гумидные (984 км2), а также субсредиземноморские семигумидные ландшафты (1282 км2). Как и выше расположенные горные, они также более нигде в России не представлены. В Западном и Центральном Предкавказье наиболее широко распространены равнинные и холмистые теплоумеренные и умеренные семиаридные (степные) ландшафты, которые занимают 110400 км2, или около 40% территории Предкавказья. Несколько менее широко здесь, в Западном Предкавказье, распространены равнинные и холмистые теплоумеренные и умеренные семиаридные и семигумидные ландшафты лесостепного облика, которые занимают 12510 км2. Немногим менее широко распространены здесь равнинные семигумидные ландшафты, которые занимают площадь 10170 км2. В восточной части, в связи с иссушением климата, наиболее широко представлены равнинные аридные (полупустынные) ландшафты, которые занимают 32450 км2. На всей территории Предкавказья интразональными являются гидроморфные и субгидроморфные (дельтовые и пойменные) ландшафты (33310 км2). В западной части они связаны с дельтой Кубани, в восточной – Терека.

Естественные ландшафты сохранились преимущественно на Большом Кавказе. На территории Предкавказья они сохранились лишь фрагментарно, а наиболее существенной трансформации подверглась растительность.

Таким образом, Российский Кавказ характеризуется высоким уровнем ландшафтного разнообразия, особенно горная часть. Кроме общего разнообразия, отдельные части Кавказа отличаются по количеству ландшафтных выделов на единицу площади. Например, колхидский сектор России на Черноморском побережье характеризуется очень высоким уровнем ландшафтного разнообразия, так как на небольшой площади здесь отмечается спектр ландшафтов от равнинных предгорно-холмистых колхидских полидоминантных лесов до высокогорных субнивальных. То есть здесь представлено 7 типов, 13 подтипов и 28 родов ландшафтов [Братков, Чайкин, 2009].

Колхидские ландшафты приурочены к южному макросклону Большого Кавказа, где распространены как в равнинной и предгорно-холмистой, так и в горной части. Большая их часть находится вне пределов России – в Абхазии, Грузии и Аджарии, а также в Турции. В российском секторе по мере увеличения абсолютной высоты и удаления от побережья Черного моря они сменяются ландшафтами, характерными для всего горного сооружения Большого Кавказа.

Именно такие территории, где отмечается максимальное ландшафтное разнообразие, представляют интерес для создания особо охраняемых природных территорий.

В России особо охраняемые природные территории являются традиционной и эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г., № 1225-р) рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды.

На Северном Кавказе система ООПТ начала складываться еще в 20-е годы прошлого века, когда в 1924 г. был создан Кавказский природный заповедник. В настоящее время его площадь составляет 2803 км2, и с 1999 г. он является биосферным. Несколько позже, в 1936 г. был создан Тебердинский заповедник, которому также в конце 1990-х гг. был присвоен статус биосферного. Его площадь составляет в настоящее время 850 км2. Создание этих заповедников можно считать началом развития системы ООПТ на территории Северного Кавказа.

Следующим этапом стало расширение сети заповедников. В 1967 г. был организован Северо-Осетинский государственный природный заповедник, который в настоящее время занимает площадь 295 км2. Несколько позже, в 1976 г. был создан Кабардино-Балкарский заповедник, занимающий ныне территорию 825 км2. В 1987 г. был организован Дагестанский заповедник, ныне занимающий площадь 191 км2. В отличие от всех предыдущих заповедников, которые приурочены к горной части, он занимается охраной прибрежных и морских экосистем. Планируется расширение Дагестанского заповедника за счет включения в его состав Тляратинского (высокогорного) заказника.

Самым молодым заповедником является государственный природный заповедник «Эрзи» (Республика Ингушетия), организованный в 2000 г. Первоначально его площадь вместе с охранной зоной составляла чуть более 90 км2. В 2009 г. в результате расширения его площадь увеличивается более чем в 3,5 раза.

Наряду с заповедниками, на территории Северного Кавказа имеются 3 национальных парка, площадь которых составляет 3474 км2. Все они имеют статус федеральных и располагаются в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае. Первым по времени создания был Сочинский национальный парк, созданный в 1983 г. Ныне его площадь составляет 1913 км2. В 1986 г. был образован национальный парк «Приэльбрусье», ныне занимающий площадь 1012 км2. Наконец, в 1998 г. был организован национальный парк «Алания», занимающий 549 км2. В отличие от заповедников, национальные парки – явление довольно молодое, появившееся на территории Северного Кавказа чуть более 25 лет назад.

Сложившаяся на территории Северного Кавказа в настоящее время сеть особо охраняемых природных территорий федерального подчинения охватывает заповедники и национальные парки. Кроме них, здесь имеются 70 заказников, которые относятся преимущественно к ведению субъектов федерации, а их площадь составляет 728 км2 [9]. Однако эффективность этой формы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия гораздо ниже, чем национальных парков и заповедников.

Приуроченность заповедников и национальных парков к горным ландшафтам иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Приуроченность заповедников и национальных парков

к горным ландшафтам (Братков, Салпагаров, 2001, с дополнениями и уточнениями)

Название охраняемой территории

Горные

теплоумеренные

гумидные

Горные

умеренные

гумидные

Горные

умеренные

семигумидные

Горные умеренные

семиаридные

Горные

холодноумеренные

Высокогорные

луговые

ГПЗ Кабардино-Балкарский

         

+

ГПБЗ Кавказский

+

     

+

+

ГПБЗ Тебердинский

       

+

+

ГПЗ Северо-Осетинский

     

+

+

+

ГПЗ «Эрзи»

 

*

+

*

+

+

НП «Пpиэльбpусье»

       

+

+

НП «Алания»

       

+

+

Примечание: *– с учетом расширения территории, состоявшегося в 2009 г.

Как свидетельствуют приведенные данные, федеральные особо охраняемые природные территории адекватно получили распространение лишь в горной части Северного Кавказа. Их пространственная структура, как отмечает А.Г. Крохмаль [9], довольно неравномерна: Западный и Центральный Кавказ имеет довольно развитую и обширную сеть ООПТ, включающую как заповедники, национальные парки и заказники, тогда как Восточный Кавказ, особенно Дагестан с его высоким уровнем биологического и ландшафтного разнообразия, охвачен ими явно недостаточно.

Кроме того, особо охраняемые природные территории вообще не охватывают горные субсредиземноморские семигумидные ландшафты, протянувшиеся узкой полосой между Геленджиком и Новороссийском. Как и горные теплоумеренные гумидные, данные ландшафты более нигде на территории России не встречаются. Однако в настоящее время здесь имеется лишь региональный заказник «Большой Утриш», а вопрос его расширения и придания ему статуса заповедника так и не решается, хотя еще в 2003 г. ставился вопрос о придании ему статуса федерального. В результате территория, где распространены данные ландшафты, активно осваивается для целей туризма и рекреации.

Что касается равнинной части Северного Кавказа, то здесь имеется лишь Дагестанский заповедник, приуроченный к интразональным дельтовым и пойменным ландшафтам. Степные ландшафты охраняются лишь в Ростовским заповеднике, который не входит в пределы рассматриваемого региона. Аналогичная ситуация отмечается и в равнинных аридных (полупустынных) ландшафтах – они охраняются в заповеднике «Черные земли» (Калмыкия). На территории Северного Кавказа, где данный тип ландшафтов занимает столь значительные территории, здесь отсутствуют федеральные ООПТ. В настоящее время предпосылки и возможности для создания ООПТ в пределах равнинных аридных ландшафтов имеются на территории Чеченской Республики. Полностью отсутствуют федеральные ООПТ в пределах лесостепных ландшафтов (центральная часть Ставропольского края, восток Краснодарского края).

Кроме заповедников и национальных парков на территории Северного Кавказа находится единственный в России особо охраняемый эколого-курортный регион – Кавказские Минеральные Воды. Он занимает площадь около 5300 км2 и располагается на территории Ставропольского края (58%), Кабардино-Балкарской (33%) и Карачаево-Черкесской республик (9%). Несмотря на довольно большую площадь, этот ООПТ практически не оказывает заметного влияния на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на территории Северного Кавказа.

Таким образом, существующая в настоящее время сеть федеральных ООПТ в пределах Российского Кавказа неадекватна существующему уровню ландшафтного разнообразия и не в состоянии полностью обеспечить задачи по охране и рациональному использованию ландшафтов региона. В этой связи необходимо совершенствование существующей системы особо охраняемых природных территорий для сохранения как уникальных, более нигде на территории России не встречающихся природно-территориальных комплексов (колхидских и причерноморских), так и типичных для Северного Кавказа ландшафтов.

Литература

Беручашвили Н.Л. Перспектива окружающей среды Кавказа. ЮНЕП. ГРИД. – Тбилиси, 2002. – 110 с.

Братков В.В. Ландшафты Северной Осетии // Природа и природные ресурсы Северной Осетии. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Владикавказ, 1998. – С. 167-179.

Братков В.В., Салпагаров Д.С. Ландшафты Северо-Западного и Северо-Восточного Кавказа. – М.-Ставрополь: Илекса, Ставропольсервисшкола, 2001. – 256 с.

Братков В.В., Атаев З.В., Абдулаев К.А. Ландшафты горного Дагестана // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2007. №5. – Ростов-на-Дону. – С. 78-82.

Братков В.В., Чайкин С.Ю. Особенности колхидских ландшафтов южного склона Большого Кавказа // Естественные и технические науки. 2009. №3. – С. 28-32.

Крохмаль А.Г. Формирование экологического каркаса в условиях интенсивно освоенного региона (на примере Северного Кавказа). – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 196 с.

Ландшафтная карта Кавказа. Масштаб 1:1000000 / Сост. Н.Л. Беручашвили, С.Р. Арутюнов, А.Г. Тедиашвили. – Тбилиси, 1979.

Библиографическая ссылка

Атаев З.В., Братков В.В. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛАНДШАФТНОМУ РАЗНООБРАЗИЮ РОССИЙСКОГО КАВКАЗА // Современные географические проблемы Кавказа.
URL: http://econf.rae.ru/article/5706 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат