Заочные электронные конференции
 
     
Психолого-педагогические особенности адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях
Керимова А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Психолого-педагогические особенности адаптации

студентов в средних специальных учебных заведениях

А.В. Керимова

В последние годы возросший интерес к проблеме адаптации детей, подрост­ков и юношей в социуме был реализован в серии работ педагогов и психологов.

Следует отметить, что адаптация студентов средних специальных учебных заведений в первый год обучения имеет общие характеристики с адаптацией старшеклассников, когда изменяется социальное окружение (новый состав класса, новые учителя и система деятельности на новой ступени образования).

Подростковый возраст имеет исключительно важную роль в становлении личности. Таким образом, главной задачей подростково - юношеского возраста является вхождение его в общество, т.е. социализация. Успех этого вхождения в значительной степени зависит от уровня его социальной адаптации. Отмечается, что успешная социальная адаптация личности не может быть обеспечена, пока не будут решены проблемы общения, самоопределения, кон­фликтности, ценностного ориентирования, познавательной активности.

И.В. Дубровина, И.С. Кон и другие считают, что в юношеском возрасте формируется готовность войти во взрослую жизнь, в том числе и профессио­нальную, занять в ней приемлемое место. То есть, важным является процесс самоопределения личности. Выделяются следующие компоненты самоопреде­ления - развитость потребностей, обеспечивающих внутреннее содержание личности (установки, ценностные ориентации); самосознание личности, как ре­зультат развития и осознания потребностей, интересов и способностей.

В этот период бурно развиваются рефлексивные процессы. Благодаря этому закрепляется и совершенствуется мотивационная сфера. Для эффективной адаптации должны развиваться способности к самоопределению, самореализа­ции и саморегуляции, так как у них формируется и развивается отношение к деятельности, к профессии как к ценности.

Важным моментом решения проблемы адаптации в юношеском возрасте яв­ляется формирование и развитие их ценностных ориентации.

Проблема ценностных ориентации личности в современной педагогике, психологии и аксиологии является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что «в период радикальных изменений в обществе резко обостряются противоречия смены приоритетов прошлого, настоящего и будущего.

В исследованиях В.И. Утенкова, В.И. Овсянникова изучались ценностные ориентации юношеского возраста, которые необходимо учитывать при прове­дении адаптивных мероприятий. Авторы указывают, что такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образо­ванию и т.п., заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени ие­рархии ценностей самореализации, материальной обеспеченности и семье.

В научной литературе отмечается, что в первые недели обучения в колледже у части студентов, как правило, происходит «социально-педагогический шок», потому что вхождение в новую среду, новые условия жизнедеятельности со­провождается неприятными чувствами (потеря школьных друзей, разлука сельских студентов с родителями, потеря статуса школьника, удивление и диском­форт при осознании различий между школой и колледжем и т.п.), изменения в ценностных ориентациях. Симптомы шока проявляются в неуверенности в се­бе, тревожности, бессонице, депрессии. При благоприятных условиях вхожде­ния в новую среду и новые условия жизнедеятельности студент проходит цикл «стресс - адаптация - личностный рост». В юношеском возрасте идет активный процесс познания окружающего мира.

Поэтому сильное влияние на адаптацию оказывает познавательная актив­ность студентов при овладении будущей профессией, наличие интереса к ней.

Студенты приходят в колледж с разной степенью готовности включения в новый режим работы. Больше половины студентов, как показывает анализ ли­тературы, испытывают трудности в учебе, что объяс­няется не только низким уровнем знаний, но и невысоким уровнем развития интеллектуальных познавательный умений.

Проблема адаптации студентов, имеющих существенные пробелы в знаниях и учебных навыках, обстоятельно рассматривается и в работе Г.Л. Жданова. Основное внимание, по мнению автора, должно быть направлено на примене­ние организационно-дидактических средств, позволяющих достичь успеха в формировании недостающих знаний и навыков. Выработка самоконтроля, пла­нирования и рациональной организации учебной деятельности имеют немало­важное значение для студента. Организация учебного труда студентов с уста­новкой на успех способствует развитию уверенности в своих силах.

Таким образом, проведенные Г.П. Ждановым исследования показали, что адаптация первокурсника тесно связана с его учебными успехами.

Уровень развития познавательной активности, как отмечается в различных исследованиях, тесно связан с комму­никативными умениями, с навыком общения.

Общение, как деятельность, играет важную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием по­знания, выработки системы ценностей. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие, поскольку оно осуществляется между несколькими субъектами. Это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а, напро­тив, ориентирующаяся на них как на субъектов. Следовательно, общение, как подчеркивают исследователи, являет­ся одним из важнейших факторов адаптации. Немаловажную роль в адаптации играет система межличностных отношений.

Юношеский возраст - это возраст общения. Именно через общение они получают информацию о других и о себе, что помогает самоутверждению. По­этому проблемы первого года обучения не исчерпываются трудностями только учебной деятельности студента. Вторую группу трудностей составляет вхождение в новую среду и новый коллектив через общение. Социальная адаптация затрагивает взаимодействие студентов с новой средой; межличностные отно­шения внутри учебной группы, общение со студентами других курсов, отноше­ния с преподавателями, новая обстановка, быт и т.п.

Трудности в общении обуславливаются еще и тем, что на начальном периоде обучения педагоги плохо знают своих учеников. Очень важный с точки зрения адаптации, коммуника­тивный фактор; умение кураторов устанавливать контакты с родителями.

Отношения «родители - педагоги» особенно важны для иногородних студен­тов. Родители, проявляя большой интерес к учебным делам своих детей и вы­ражая тревогу по поводу неудач или появлению каких-то осложнений, обращаются к кураторам, педагогам. Эта заинтересованность, поддерживаемая пе­дагогами, подтверждает, насколько важны хорошие взаимоотношения между родителями и педагогами. Уметь общаться зависит от индивидуальных особенностей личности. Уче­ными отмечается, что образование устойчивых профессиональных интересов, намерений, склонностей может обуславливаться различными внутренними факторами - особенностями характера, темперамента, сложившимся опытом и др. В некоторых средних профессиональных учебных заведениях разрабатывались программы развития профессионально важных качеств студентов, что служило становлению мотивации, приводившей к успешности адаптации, вво­дился специальный курс:

«Диагностика и развитие профессионально важных качеств», где предусмотре­но несколько этапов формирования профессиональных качеств студентов:

  • определение профессионально важных качеств исходя из специфических тре­бований, предъявляемых профессией к личностным качествам: психологиче­ским, деловым, моральным, физическому здоровью;

  • диагностика наличия (или отсутствия) профессионально важных качеств у бу­дущих специалистов с использованием различных психодиагностических мето­дик;

  • развитие профессионально важных качеств с использованием развивающих методик, с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Отмечается тенденция, что на развитие и укрепление мотивации к избран­ной профессии играет раннее вхождение студентов в профессиональное про­странство.

Поэтому многие исследователи связывают адаптацию в средних специаль­ных учебных заведениях с широким вхождением в практику будущей профес­сии.

На первых курсах обучения по мере приобретения знаний, умений, навыков находит свое разрешение свойственное юношескому возрасту противоречие между наличием острой потребности индивида к самоопределению и отсутст­вием необходимых умений, навыков для ее реализации. Исследования особен­ностей самоопределения в ходе обучения и воспитания свидетельствуют о том, что эффективность процесса вхождения в профессию определяется, с одной стороны, активным овладением личностью профессиональными знаниями, умениями, навыками, а, с другой стороны, - мотивами, установками, ценност­ными ориентациями обучающегося на учебно-профессиональную деятель­ность, а также уровнем идентификации с социальной средой. Поэтому трудность для адаптации представляет противоречие между представлением о себе как о будущем профессионале и субъективной эталонной моделью идеального профессионала. Оно возникает по причине не вполне адекватного представле­ния молодого человека о профессии, а также отсутствием возможности прове­рить себя с точки зрения профессиональной пригодности.

Таким образом, особенностями адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях являются:

  • несформированность ценностной системы личности;

  • слабая развитость познавательной активности;

  • несформированные, в достаточной мере, коммуникативные умения и навыки общения;

  • слабая мотивация к избранной профессии;

  • зависимость от индивидуальных особенностей личности.

Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию адекват­ной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебной дея­тельности, путем введения в пространство будущей профессии по совершенствованию коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях. В конечном счете, необходима выработка стратегии адаптации. Для решения этих задач следует проводить индивидуальные консультации, групповые социально-психологические или коррекционные тренинги.

Список литературы

1. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

4. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Научные редакторы: Н.К.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997, Гл.

6. Жданов Р.Л. Общие и социально- психологические особенности периода адаптации первокурсника. Специалист, 1993, -№ 10ж.

6

Библиографическая ссылка

Керимова А.В. Психолого-педагогические особенности адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5712 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат