Заочные электронные конференции
 
     
Россия и ВТО
Калякина А.В., к.э.н. Филиппова И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Россия и ВТО.

Об организации.

ВТО объединяет на данный момент 153 государства, на долю которых приходится 95 проц мирового торгового оборота. Организация ведет свою историю с 1948 года, когда первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистских программ и их балансировка.

Процедура вступления cостоит из следующих этапов:

ЭТАП I. Детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

ЭТАП II. Двусторонние, как правило, консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

ЭТАП III. Приведение законодательства страны соискателя в соответствие достигнутым договоренностям.

ЭТАП IV. Формальная процедура регистрации, вступления в силу подписанных документов. Может занимать от полугода до года.

Современное положение дел.

Россия подала заявку на присоединение к организации в 1994 году. Таким образом переговорный процесс тянется уже 17 лет, тогда как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет.

С 25 по 28 октября прошел очередной раунд неформальных многосторонних консультаций Рабочей группы по присоединению России ко Всемирной торговой организации (ВТО) в Женеве. Российскую делегацию возглавляет руководитель департамента торговых переговоров министерства экономического развития РФ Максим Медведков.

Как заявил неделей ранеше генеральный директор ВТО Паскаль Лами, процесс вступления России в организацию значительно ускорился в последние недели и “сегодня существует больше надежд на вступление, чем полгода назад”.

Еще ранее сам Медведков высказал мнение, что Россия может стать членом ВТО до конца 2011 года. “В случае, если набранный темп переговорного процесса сохранится, то я не думаю, что мы 2012 Новый год встретим, не будучи членами этой организации. Я думаю, что такого не должно произойти”, – сказал он.

Позиции отдельных стран.

1)США:

Пресс-секретарь главы российского государства Наталья Тимакова сообщила журналистам, что Медведев и Обама в телефонном разговоре подтвердили завершение двусторонних переговоров о вступлении России в ВТО.

"Президент Обама и президент Медведев ранее в этом году договорились работать над тем, чтобы в кратчайшие сроки разрешить остававшиеся противоречия между нашими странами. На двусторонней основе основные спорные вопросы решены... Мы будем работать с Москвой, Евросоюзом и другими международными партнерами над обеспечением скорейшего вступления РФ в организацию", - сказал Фроман.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что окончательная процедура по вступлению России в ВТО будет запущена через два-четыре месяца. По его словам, сама по себе процедура вступления занимает от шести месяцев до года. Соответственно, теоретически Россия может стать членом ВТО через десять месяцев.

(«РИА Новости», 01.11.2010)

2)Грузия:

Грузия будет продолжать возражать против вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) так долго, как это будет необходимо, заявил во вторник грузинский президент Михаил Саакашвили в беседе с корреспондентом Reuters.

Как член этого торгового блока Грузия может наложить вето на вступление России. Однако подобные действия Грузии рискуют вызвать недовольство ее союзника Соединенных Штатов, поддерживающих вступление России в ВТО как часть плана «перезагрузки» отношений с Москвой, в которых накопилось немало проблем.

В 2008 году произошел короткий вооруженный конфликт между Грузией и Россией, и теперь Тбилиси заявляет, что Москву не следует принимать в ВТО до тех пор, пока она не согласится заключить договор о таможенном контроле на международно признанных границах между двумя странами.

«Мы будем придерживаться своих принципов так долго, как это будет необходимо», - отметил Саакашвили в кулуарах Всемирного экономического форума по проблемам Ближнего Востока и Северной Африки, проходящего в марокканском городе Марракеш.

(«Рейтер», 28.10.2010)

3)Япония:

Японский бизнес надеется на скорейшее вступление России в ВТО. Об этом заявил накануне директор комитета японско-российского сотрудничества Федерации экономических организаций Японии Кадзуюки Кинбара.

"Мировой финансовый кризис негативно отразился на товарообороте наших стран, - сказал К.Кинбара. - Необходимо преодолеть трудности". По его словам, "Россия представляет для Японии огромный потенциал, особенно в сфере потребительского рынка".

Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС о том, повлияют ли неурегулированные вопросы в политическом диалоге Москвы и Токио на экономическое взаимодействие, директор комитета выразил надежду, что "они не скажутся на развитии деловых связей". "Для нас гораздо важнее скорейшее вступление России в ВТО, - пояснил К.Кинбара. - Это даст мощный стимул двустороннему партнерству. Мы искренне хотим видеть российских партнеров в рядах организации".

Открывшийся 7 ноября в Йокогаме саммит форума АТЭС он назвал "хорошей возможностью создать единый рынок без разделительных линий". "Мы хотим видеть Россию более активным игроком в организации", - сказал К.Кинбара, отметив российские инициативы в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности.

(«ПРАЙМ-ТАСС», 28.10.2010)

После визита Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на Южнокурильские острова представители радикальной стороны властей Японии призывают правительство ввести против России экономические санкции. В качестве подобных санкций рассматривается блокирование вступления Москвы во Всемирную торговую организацию (ВТО). Также Государственный банк Японии собирался остановить финансирование проекта «Сахалин-2» российского «Нефтегаза».

Помимо этого, опасность грозила и ратифицированному соглашению, заключенному между двумя странами в сфере атомной энергии. Однако, Япония передумала применять эту карательную меру из-за экономического сотрудничества с Россией.

Вообще, после посещения Медведевым Курильских островов, которые Токио считает своей «северной территорией», официальный Токио отозвал своего Посла из России.

(«Бизнес Грузия», 04.11.2010)

4) Белоруссия:

Белоруссия настаивает на вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) входящих в Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана единой таможенной территорией, заявил замминистра иностранных дел Белоруссии Андрей Евдоченко на пресс-конференции в Минске.

"У нас есть один серьезный документ - решение глав правительств о том, мы вступает в ВТО единой таможенной территорией", - сказал Евдоченко.

В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. После этого прошли консультации с представителями ВТО, по итогам которых было принято решение отказаться от первоначальной идеи и вступать по отдельности, но на согласованных позициях. Причина этого - очень разная степень готовности стран Таможенного союза к вступлению во Всемирную торговую организацию. В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в середине октября 2010 года отмечал, что Россия, участвуя в процессе присоединения к Всемирной торговой организации, действует в соответствии с договоренностями, заключенными с другими членами Таможенного союза - Белоруссией и Казахстаном. Он указал, что была достигнута соответствующая трехсторонняя договоренность - вступать в ВТО отдельно, но согласовывать основные параметры.

(«РИА Новости», 29.10.2010)

Цели России.

Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости.

Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

  • Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

  • защиту. Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

  • доступ. Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;

  • развитие. Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта.

Угрозы и риски

Наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин:

РОСТ КОНКУРЕНЦИИ. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

ПОГЛОЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

РОСТ ЦЕН. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

ОТТОК КАПИТАЛОВ из России – имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидентов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

ПРОЩАЙ, ПОЛИТИКА. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.

Возникают УГРОЗЫ ДЛЯ РЯДА ОТРАСЛЕЙ в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

УХУДШЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ БЮДЖЕТА. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета. Справедливости ради, надо отметить, что это снижение не будет критичным, пока государство получает сверхприбыли от возросших цен на нефть.

НЕ В КОНЯ КОРМ. © Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и так далее.

УГРОЗА МАЛОМУ БИЗНЕСУ. С учетом нынешнего отношения и незаинтересованности со стороны государства к развитию малого бизнеса и особенно с учетом его, государства небольшой осведомленности о нуждах малого бизнеса, можно предположить, что государство приложит не слишком много и не слишком квалифицированных усилий, чтобы обеспечить малому бизнесу комфортные условия после вступления в ВТО.

УГРОЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно.

СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК ЗАПАДА. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

УХУДШЕНИЕ ТОРГОВОГО И ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСОВ, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга.

СНГ. Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг.

Выгоды и преимущества.

ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ. Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке.

РОССИЯ СТАНЕТ ПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

ОСЛАБЛЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ РОССИИ на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны – антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей – химическая, металлургическая; как следствие – морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСТУП К РЫНКАМ. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что (а) эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и (б) некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства.

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА, в основном в конкурентных областях:

  • Энергетика

  • Сырьевые отрасли

  • Перерабатывающие отрасли

  • Рыбная промышленность

  • Сфера услуг

  • Туризм

Рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ В СТРАНЕ:

  • Рост рабочих мест, занятости, зарплат

  • Повышение культуры производственных отношений

  • Рост демографии

  • Снижение преступности

ПРИХОД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

РОСТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ России и привлечет дополнительные инвестиции.

Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения ДЕШЕВЫХ И ДЛИННЫХ КРЕДИТОВ

Будет разработан МЕХАНИЗМ ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА в финансовую сферу. Вступление в ВТО – это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

Возможно УЛУЧШЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ БЮДЖЕТА. Таможенные пошлиныформируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

Расширение возможностей для РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.

ОСЛАБИТСЯ отраслевое и региональное ЛОББИРОВАНИЕ новых законов.

СНИЖЕНИЕ КОРРУПЦИИ в силу появления прозрачных и понятных правил игры.

Вывод.

Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.

С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду очевидных причин в том числе политических, а также чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада – поэтому российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.

Источники.

1) http://www.wto.ru

2) surin@marketolog.biz

3) http://www.rg.ru/2010/10/26/vto.html

4) «РИА Новости», 01.11.2010, США будут добиваться скорейшего вступления РФ в ВТО

5) «Рейтер», 28.10.2010, Грузия не отказывается от своей позиции по поводу вступления России в ВТО

6) «ПРАЙМ-ТАСС», 28.10.2010, Японский бизнес надеется на скорейшее вступление России в ВТО и активизацию роли РФ в АТЭС

7) «Бизнес Грузия», 04.11.2010, Вступлению России в ВТО может помешать и Япония

Библиографическая ссылка

Калякина А.В., к.э.н. Филиппова И.А. Россия и ВТО // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5726 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат