Заочные электронные конференции
 
     
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ.
Петров Д.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ.

Данная проблема актуальна и не мало важна для всех вузов страны, это переход от одноуровневой системы образования на двухуровневую, т.е. подготовки бакалавров и магистров.

Именно поэтому отказ от традиционных методов преподавания, в которых главную и ведущую, нередко доминирующую, роль играл преподаватель, и переход к более широкому применению активных и интерактивных форм в учебном процессе ставит перед профессорско-преподавательским составом ряд новых и сложных задач.

Речь идет о том, что образовательный процесс активизировался уже на стадии подготовки нового Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сделан упор на компетентностный подход. А именно это предполагает повышение роли студентов в учебном процессе, иначе в отличие от приобретения знаний процесс формирования компетенций не может осуществляться пассивными методами. (что, сейчас мы делаем в подготовке специалистов).

Проанализировав новые государственные образовательные стандарты можно сделать вывод о том, что по сравнению с нынешними стандартами в подготовке специалистов, предписывается ограничить удельный вес занятий лекционного материала. Например, как специалист в области финансов отмечу, что по направлению «Экономика» такие занятия не могут превышать 50% аудиторных занятий в бакалавриате и 30% - в магистратуре. Так же директивно в проекте стандарта по направлению «Экономика» установлен объем занятий в интерактивных формах: не менее 30% аудиторных занятий в бакалавриате и 50%-в магистратуре.

Необходимо отметить то, что в проектах ГОС ВПО по ряду других направлений подготовки имеются определенные различия в удельном весе занятий в интерактивной форме, но в целом они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий в бакалавриате. Реализация этих требований предполагает значительное изменение учебно-методического обеспечения учебного процесса, в связи с чем возникает вопрос о соотношении пассивных, активных и интерактивных форм обучения.

Как показал опыт многих лет к пассивным формам обучения можно отнести такие формы, как традиционные лекции без применения мультимедийных средств и без раздаточного материала, а также семинары преимущественно в виде обсуждения докладов студентов по тем или иным вопросам. Что нельзя сказать об активных и интерактивных формах которые вносят существенную корректировку в методическое обеспечение аудиторных и внеаудиторных занятий.

В проектах новых государственных образовательных стандартов приводятся некоторые виды и формы активных и интерактивных занятий. Необходимо обратить внимание на значительное разнообразие занятий в интерактивной форме в магистратуре по сравнению с бакалавриатом. Необходимо понимать, что магистратура –качественно более высокая ступень высшего образования. Магистр должен быть не столько исполнителем, сколько исследователем и организатором, руководителем. А на сегодняшний день во многих вузах пассивное восприятие изучаемого учебного материала не может обеспечить формирование компетенций, необходимых для выполнения стоящих перед ними задач, к которым относятся, например, организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими; разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их подразделений; руководство экономическими, юридическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти.

В бакалавриате же предусмотрены такие активные и интерактивные формы проведения занятий, как компьютерные симуляции, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, а также встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

В магистратуре же к перечисленным выше формам добавлены групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции.

Очень важный аспект среди активных и интерактивных формах обучения заметьте это то, что нет упоминания о лекциях. Это объяснимо, тем что традиционные лекции, целью которых было представление максимально возможного объема информации в виде определённой системы сложившейся на протяжении многих лет, не отвечают современным представлениям о механизме взаимодействия преподавателя и студента.

Во-первых, традиционные лекции не дают студентам возможность поразмышлять над полученной информацией. Можно привести пример подобное происходит от просмотра телевизионных передач или кинофильмов.

Во-вторых, такие лекции предполагают достаточно высокую степень подготовленности аудитории к восприятию материала лекции.

В –третьих, опыт показывает что основной массив студентов заинтересован в глубоком немедленном осмыслении материала, излагаемого лектором.

Выделение пассивных, активных и интерактивных методов обучения имеет значение только в целях анализа. В условиях вуза на разных курсах обучения невозможно вести образовательный процесс только на основе одной группы методов- пассивных, активных или интерактивных. Доказано и очевидно, что с возрастанием опыта обучающихся активные и интерактивные методы могут применяться в более широких масштабах в смысле как отводимого времени, так и разнообразия форм занятий. Допустимо сочетание всех трех групп методов. В основу классификации методов можно положить уровень коммуникации и степень взаимодействия участников учебного процесса.

Пассивные методы предполагают одностороннее направляющее действие – от преподавателя к обучающемуся. В этом случае преподаватель является центральной фигурой, источником информации, руководителем. Он также по прежнему выполняет контролирующую функцию. Соответственно обучающийся представляет собой объект воздействия. Могу привести пример подобных методов так называемых восточный тип обучения, основывающийся на непререкаемом авторитете преподавателя и необходимости запоминания сообщаемой им информации. В этом случае активная составляющая деятельности обучающегося принижена.

Напротив, при активных методах роль обучающегося существенно возрастает, хотя при этом преподаватель все же остается центральной фигурой. Обучающийся может активно вмешиваться в ход занятий путем, ну к примеру постановки вопрос, и преподаватель в этом случае может модифицировать ход занятия с учетом заданных обучающимися вопросов. Однако и в этом случае активное начало обучающегося не достигает желаемой интенсивности.

Что касается интерактивных методов организации учебного процесса, здесь преподаватель и студент выступают как своеобразные партнеры. Роль преподавателя заключается в определении общего подхода к выполнению того или иного задания, направления познавательной деятельности обучающихся, осуществления функций консультанта при возникновении затруднений и т.д.

Главный источник информации для студентов в этом случае- не преподаватель, а учебная и справочная литература, монографии, периодические издания. Отсюда следует вывод о необходимости организации адекватного библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса.

Основной посылкой активного и интерактивного образования является то, что студенты, действительно работающие над предложенным учебным материалом, способны лучше запоминать информацию и более эффективно применять полученные знания в различных условиях. Именно поэтому в мировой образовательной среде происходит переосмысление роли лекций в учебном процессе.

Активные методы нередко определяют как приобретение знаний посредством деятельности. Если студенты вовлекаются в этот процесс непосредственно, то считается, что это будет способствовать повышению ответственности за конечные результаты учебы. Студенты становятся своеобразными собственниками процесса приобретения знаний.

Необходимо отметить, что высшее образование, которое нередко воспринимается как некая услуга, на самом деле имеет несомненную специфику, которая состоит в том, что конечный продукт – знания, навыки и умения – формируется при непосредственном участии обучающегося и поэтому в решающей степени зависит от усилий самого студента, а не преподавателя.

С методической точки зрения крайне важно учитывать неодинаковые возможности применения активных и интерактивных форм на младших и старших курсах. Кроме того, надо учитывать и специфику учебных дисциплин. Не может быть одинаковой методика проведения занятий при введении совершенно новой дисциплины по выбору студентов, по которой еще нет учебных пособий или учебников, и обучение по дисциплине, уже имеющей надлежащее методическое обеспечение.

Как сказал один из философов : Ключом ко всякой науке является вопросительный знак…..

Именно поэтому задавайте сами себе вопросы, а также ищите на них ответы, вот тогда мы сможем перейти на двухуровневую систему образования, более качественную и самостоятельную…

Библиографическая ссылка

Петров Д.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ. // Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы.
URL: http://econf.rae.ru/article/5833 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат