Заочные электронные конференции
 
     
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СИБИРСКОГО РЕГИОНА
Шпорин Э.Г., Колокольцев М.М.,Лебединский В.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

INNOVATIVE TECHNOLOGY OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING AND TECHNICAL HIGH SCHOOL OF SIBERIAN REGION

Shporin E.G., Lebedinsky V.Y., Kolokoltsev M.M.

National Research Irkutsk State Technical University

Аннотация. Приводятся результаты деятельности кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета по совершенствованию системы физического воспитания студентов и развитию массового спорта в вузе.

Ключевые слова: студенты технического вуза, интегративные инновационные технологии, физическое воспитание, массовый спорт.

Abstract. The results of the activities of the Department of Physical Education, National Research Irkutsk State Technical University to improve the system of physical education students and the development of mass sports in high school.

Keywords: students of technical universities, integrative innovation, physical education, mass sports.

Формирование современной концепции укрепления и поддержки физического здоровья молодежи предусматривает поиск прогрессивных технологий, методов рефлексии коллективной деятельности, коррекции и оценочной деятельности при занятиях физической культурой в вузе [4, 8]. Анализ психолого-педагогических источников [1,3,6,7] доказывает, что понятие «педагогическая технология» (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, ремесло и logos - учение) начало применяться еще в начале 60-х годов прошлого века. В современной педагогике в связи с поисками и разработками научных подходов к организации эффективного учебного процесса педагогическая технология приобретает все более широкое использование. Среди современных педагогических технологий особенное место занимает интегративная технология укрепления здоровья молодежи, которая обеспечивает оптимальное сочетание их учебной и вне учебной деятельности. Интегративная технология реализации модели физической культуры студентов НИ ИрГТУ - представляет динамический, непрерывный, педагогический процесс постепенного совершенствования умений и физических качеств. Кроме того предусмотрено одновременная организация дополнительных функциональных структур вуза, обеспечивающих повышение эффективности учебного и учебно-тренировочного процессов. Дополнительно осуществляется наращивание интегративных знаний оздоровительной и психолого-педагогической направленности, которые способствуют усилению мотивации студентов к двигательной активности и профилактике у них социально-негативных привычек. Физическое воспитание студентов – неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [2,5,8,9]. Сегодня неоспоримым является тот факт, что важными аспектами обновления системы физического воспитания должны стать интегративные инновационные подходы на устранение основных причин, порождающих у студентов деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры. Проведенный в 2009-2010 учебном году рейтинговый опрос студентов Национального исследовательского Иркутского государ-ственного технического университета (НИ ИрГТУ) по их отношению к ценностям физической культуры показал, что у первокурсников первое место в рейтинге занимает «сила». Студенты 4 курса приоритет отдают «здоровью», что характеризует переосмысливание своего отношения к ценностям физической культуры за годы обучения на кафедре. Педагогический коллектив кафедры физической культуры НИ ИрГТУ постоянно совершенствует учебно-воспитательный процесс, спор-тивную и оздоровительную работу среди студентов и преподавателей вуза. Штатное расписание кафедры ФКиС полностью укомплектовано высококвалифицированными преподавателями. Педагогический процесс ведут 2 профессора, 5 доцентов, 28 старших преподавателей. Более 94% преподавателей и тренеров имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. В 2006 году на кафедре открыта аспирантура по специальности 13.00.04, где проходят подготовку 28 аспирантов и 26 соискателей.Для проведения учебного и учебно-тренировочного процессов в вузе имеются 34 спортивных сооружения, в том числе: - стадион, покрытыйискусственным газоном пятого поколения и единовременной пропускной способностью 170 человек, трибуны на 2500 посадочных мест. Имеются отвечающие современным требованиям легко-атлетические сектора и 8 беговых дорожек, а также раздевалки и душевые; - игровой зал для проведения занятий, тренировок и соревнованийпо баскетболу, волейболу и мини-футболу с единовременной пропускной способностью 50 человек, где расположен уникальный как по размерам, так и по обилию рельефа скалодром. Кроме того, имеются 12 других залов (залы борьбы и бокса, теннисный, тренажерные, игровые, танцевальные залы) и 14 плоскостных сооружений (хоккейные, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки, футбольные поля). Общая площадь спортивных залов и плоскостных спортивных сооружений НИ ИрГТУ составляет 84223,84 м2 при их единовременной пропускной способности 1075 человек, что позволяет обеспечить полноценное проведение как учебного, так и учебно-тренировочного процессов. Учебный процесс по физическому воспитанию студентов осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой дисциплины «Физическая культура», являющегося компонентом федерального цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин второго поколения. Вариативно-индивидуальные занятия проводятся со студентами 13-ти факультетов, с первого по четвертый курс в объеме 408 часов, а также в техническом колледже. Комплектование студентов происходит с учетом гендерных особенностей и медицинских групп здоровья студентов по отделениям: 1 отделение (женское гимнастики) осуществляет учебный процесс с использованием современных технологий по фитнес-аэробике. В конце 6-го семестра проводятся внутривузовские соревнования. Индивидуальные программы выступлений команд факультетов разрабатываются самими студентами под руководством преподавателей, что рассматривается как одна из форм научно-исследовательской работы студентов. 2 отделение (ОФП-мужчины) - занятия проводятся преимущественно с использованием легкоатлетических технологий и спортивно-игровой практики. В начале и в конце учебного года проводится мониторинговые исследования и тестирование физической подготовленности студентов с использованием соревновательно-игрового метода. 3 отделение (специальная медицинская группа). Занятия проводятся с учетом вида и тяжести заболевания, где используются как восточные оздоровительные технологии (ушу, цигун, йога, дыхательная гимнастика), так и западные (индивидуализация дозирования физических нагрузок). Студентам, которым по медицинским показаниям временно противопоказаны физические нагрузки, предлагаются индивидуальные программы самоподготовки. Такие студенты принимают участие в мониторинговых обследованиях по линии НИРС. Для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы в университете организованы Центры медико-биологических исследований и здоровьесберегающих технологий, круглогодично действующий спортивно-оздоровительный лагерь. Взаимодействие кафедры ФК с этими структурными подразделениями, а также центром культурно-массовой, воспитательной работы и профсоюзной студенческой организацией вуза позволяет скорректировать совместные планы по оздоровлению студентов и профилактике социально-негативных проявлений в молодежной среде.Для дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса, кафедра ФК взаимодействует с Центром медико-биологических исследований (ЦМБИ), где прошли предолимпийскую подготовку национальные сборные России по лёгкой атлетике, что предопределило их успешное выступление на ХХIХ Олимпийских и ХIII Паралимпийских Играх в Пекине, 2008г. Это сотрудничество позволяет осуществлять медико-биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом в ИрГТУ, создавать научно обоснованные программы и методики по спортивной меди­­­­цине, исследовать адаптационные изменения организма студентов и спортсменов в условиях управления учебно-тренировочным процессом, определять уровень тренированности, корректировать отбор и спортивную ориентацию физкультурников. Кафедра физической культуры университета, совместно с центром здоровьесберегающих технологий, осуществляет научно-исследователь-скую деятельность по разработке и внедрению инновационных техноло-гий, основанных на интеграции современных достижений в сфере медицины, образования и физической культуры, а также по совершенствованию охраны здоровья участников образовательного процесса, качественному улучшению показателей их физического и психического здоровья. В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002-2005 г.г.), подпрограммой: «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»(2002-2005 г.г.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету. Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов. Это позволяет определить исходный уровень и динамику показателей физического здоровья, оценить успешность овладения студентами двигательными навыками, усовершенствовать учебный процесс по физической культуре с учетом более индивидуализированного подхода к нему, разработать критерии оценки уровня физической подготовленности студентов, учитывая пол, возраст, их медицинскую группу здоровья, оценить работу преподавателя физического воспитания. Коллективом кафедры создан электронный сайт, входящий в единую информационную сеть университета и выходом в Интернет. Формируется видеотека учебных занятий для дистанционного обучения. Актуализация теоретического курса дисциплины осуществляется с помощью мультимедиа технологий. Совместно с кафедрой ФК, спортивно-массовую работу в вузе осуществляет спортивный клуб «Политехник», где в 33 секциях занимается более 1200 студентов. Использование тренерами научно-методических разработок сотрудников кафедры, позволило добиться значительных результатов в выступлениях сборных команд университета на соревнованиях различного уровня (таблица 1).

Таблица 1

Итоги выступления сборных команд НИ ИрГТУ в 2010 году

Соревнования

     

Кол-во соревнова-ний

Кол-во полученных медалей

Кол-во

кубков

Международные:

Кубок Мира

Первенство Мира

Чемпионат Европы

Международные турниры

3

1

1

4

3 золотых,

3 серебряных

2

Всероссийские

 

19

12 золотых

5 серебряных

5 бронзовых

 

Сибирского Федерального

округа

5

2 золотых

2 серебряных

2 бронзовых

 

Областные

40

28 золотых,

11 серебряных

14 бронзовых

33

Городские

7

8 золотых,

1 бронзовая

2

Всего:

 

80

96

37

За 2009-2010 учебный год подготовлено: 1 - мастер спорта международного класса, 8 - мастеров спорта, 24 - кандидата в мастера спорта, 136 - перворазрядников.

Таким образом, использование инновационных технологий в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах позволяют кафедре физической культуры Национального Иркутского государ-ственного технического университета улучшить физическое здоровье участников образовательного процесса и способствовать росту достижений спортивных команд вуза.

Литература:

1. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с. 2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский //Физическая культура: воспитание, образование, тренировки, 1996.- №1. – С. 27 – 32. 3. Дмитренко Т.А. Обучение как процесс управления (дидактические основы): конспект лекций / Т.А. Дмитренко. - Харьков: УЗПИ, 1993. - 64 с. 4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с. 5. Ильинич В.И. Физическая культура студента /В.И.Ильинич. – М.: Гардарики, 2001.- 448 с. 6. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза: учебник / И.Ф. Исаев. - М.: Эйдос, 1993. - 218 с. 7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: методическое пособие для учителя / М.В Кларин. - М.: Просвещение, 1989. - 168 с. 8. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов/ А.Б. Косолапов, В.А. Лофицкая.- Владивосток, 2002.–154 с. 9.Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне /Л.И.Лубышева // Воспитание, образование, тренировка.- 2002. - № 3. - С. 2 - 6.

6

Библиографическая ссылка

Шпорин Э.Г., Колокольцев М.М.,Лебединский В.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СИБИРСКОГО РЕГИОНА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5967 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат