Заочные электронные конференции
 
     
С чего начинается Родина? Актуальные вопросы современного российского образования.
Горощенова О.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Ольга Горощенова

С чего начинается Родина?

Или заметки к актуальным проблемам

российского национального образования

Занимаясь ежедневно преподавательским трудом в вузе, я столкнулась с тем, что наша молодежь и некоторые люди среднего поколения не имеют ничего общего с истинным патриотизмом, не знают истории родного государства. А, ведь, патриотизм – это то, что не купишь ни за какие деньги, его можно только воспитывать из поколения в поколение в системе человек – семья – общество – государство.Мне на занятиях встречались и такие студенты, которые отучившись в средней школе, понятия не имели о государственной символике, гимне, территориальных границах нашей страны. И что любопытно, кое-кто из них мечтал эмигрировать в США, Канаду, Австралию, европейские страны, наивно полагая, что их там ждут. Они были уверены в том, что любое государство им должно, и для выживания в этом мире не надо прикладывать никаких особых усилий. Налицо потребительский подход и отсутствие зрелой гражданской позиции. Возможно в этом и заключается феномен того количества предателей, хапуг и взяточников, которые за деньги готовы продать государственную тайну, устроить нужное решение на нужном уровне не в государственных интересах России? Быть может в этом секрет того, что тысячи россиян ежегодно без сожаления покидают свою Родину, даже не пытаясь что-то сделать для улучшения жизни в ней?

В амфитеатре присутствуют порядка 150 студентов-заочников. Контингент разнообразный: есть совсем юные, вчерашние школьники; есть те, что после армии: сидят особняком, мало отвечают, больше слушают. А вот «старички», кому за 40, наверстывают упущенное, активно работая на занятиях. Задаю вопрос:

– Вы любите свою Родину?

– А за что ее любить? – отвечают, не задумываясь, студенты. – О нас никто не заботится, депутаты наверху все сами решают, нас не спрашивают.

– А голосовать на выборах пробовали? – не унимаюсь я.

– А зачем, все уже без нас решено, наши голоса ничего не изменят. Уезжать надо отсюда, здесь сплошная коррупция и произвол. У России нет будущего, а значит, нет будущего ни для нас, ни для наших детей, – уныло завершают студенты.

Так в диалогах выясняется наиболее важная тема, которую необходимо раскрыть на вступительной лекции. Чаще всего я рассказываю о том трудном историческом пути, по которому в течение многих веков идет Россия.

Опять спрашиваю:

–А вы родителей своих любите, мать, например?

– Вы все какие-то провокационные вопросы задаете. Ну, конечно, любим.

– А если ваша мама заболела, что вы делаете? – спрашиваю я.

– Заботимся, даем лекарства, лечим.

– А знаете ли Вы, что кричали солдаты во время Великой Отечественной войны, когда шли в бой?

– Ах, вот Вы к чему! Ну, за Родину – мать, за Сталина кричали.

– Так вот, дорогие мои студенты, наша Родина-мать-Россия сейчас серьезно больна и нуждается именно в вашей помощи. Рассказываю им о царской России, о революциях 1905 и 1917 гг., потом о войнах, в том числе и о «холодной», о Советском Союзе, перестройке, распаде СССР. И все это в контексте изменения территориальных рамок, экономической платформы (смена форм собственности), смены политических режимов, культурных норм и ценностей. Сравниваю с человеческим организмом. Объясняю, что на медицинском языке наша Родина перенесла только за последний XX век несколько клинических смертей, ампутаций, пластических операций, переболела гриппом, ангиной, воспалением легких, заражением крови, скарлатиной, чумой, ветрянкой, аппендицитом, у нее практически нет иммунитета к инородным внедрениям…

У каждого преподавателя имеются свои секреты мастерства. Я предпочитаю объяснять просто, доступно и образно. Опять спрашиваю:

– Вы бы выжили? Отвечают: – Вряд ли.

– Так вот, продолжаю я. То, что наша Россия еще жива и дышит, наша с вами заслуга. И ее будущее зависит только от вас. На этой земле вы растите своих детей, так может, стоит и вам приложить усилия для возрождения нашей Родины?

– Стоит, только что мы можем сделать?

В голосах студентов теперь звучит надежда. Меня это радует, значит еще не все потеряно для нашей матушки-России.

– От вас сегодня зависит многое, многое с вас и спросится. Сегодня вы студенты, завтра – специалисты в народном хозяйстве страны. Получайте знания и эффективно используйте их, трудитесь на благо Родины, правильно воспитывайте своих детей, не жалейте для этого ни сил, ни времени и, конечно, выполняйте государственную программу по увеличению численности населения – смеются….

Вот так, шаг за шагом мы заново обретаем чувство любви к своей Родине, познаем историю земли, на которой родились.

Именно такие беседы подтолкнули меня более серьезно взглянуть на проблему воспитания патриотизма и искать корни этой, по сути страшной в своих последствиях для государства, проблемы. Ведь в основе образования лежит, прежде всего, воспитание. Считаю недопустимой наметившуюся тенденцию к уменьшению часов преподавания (особенно семинарских занятий) и изъятию из учебного плана таких предметов, как история России (Отечества), культурология, политология, социология, история и теория религий, русский язык и культура речи из Программы российского государственного высшего образования. Этими действиями намеренно снижается качество обучения специалистов, а для государства – теряется шанс воспитать из них граждан своей страны! Гуманитарные дисциплины – это не только кладезь мудрости, богатый опыт исторического, культурного, духовного, политического и социального развития человечества, но и возможность посеять семена любви и уважения к своему Отечеству на базе реальных научных знаний, а не только феерических чувств.

Для меня подобные действия равносильны предательству национальным интересам страны. И когда высокопоставленные администраторы от высшего образования говорят, что кроме философии все гуманитарные предметы из программы обучения вузов будут исключены, то законно возникает вопрос: а кому выгодно, чтобы специалисты с высшим образованием были ограничены рамками познания только специальных дисциплин? Кому выгодно, чтобы они не были полноценными гражданами своей страны, не понимали законов общественного развития, не были приближены к культурным общемировым ценностям, не знали основ духовной жизни и морали, были политически безграмотной, социально ограниченной и аморфной массой? Кому нужна глобализация и вхождение в Болонский процесс, если это может уничтожить то лучшее, что было наработано нашими предками в целях воспитания и образования подрастающего поколения во славу России? И, наверное, стоит задуматься, для кого мы готовим специалистов в нашей стране? Вот с этой точки зрения и надо рассматривать Государственный стандарт российского образования, который составлялся лучшими российскими учеными.

Зачем нам тратить миллиарды, ломая сложившуюся систему образования, если ее нужно лишь приблизить к российскому производственному процессу? Наши специалисты славятся не только знанием компьютерной техники, но и широким кругозором, интуицией, опытом, профессиональным мастерством. А главное, работать основной массе выпускников средних и высших учебных заведений предстоит здесь, в России, на своей Родине. Так зачем «придумывать колесо»?

А что же с культурологией, социологией, политологией, историей и теорией религий, русским языком и культурой речи? Часто приходится слышать, что эти дисциплины вообще не нужны в технических учебных заведениях. Пусть мол, идут учатся в гуманитарные вузы, или изучают эти предметы в школе. Позвольте не согласиться! Представьте Россию без истории, без ее многовековой культуры, государство без общества, а общество без политики. Абсурд? Испокон веков эти драгоценные знания были доступны только высшим сословиям. Сегодня мы им обучаем всех желающих.

Что же будут, например, за специалисты – финансист и инженер, без понимания процессов, протекающих в обществе, без чувства политической ситуации, без знания внутренней и корпоративной культуры, без четкого понимания своей роли в обществе? Такой специалист дальше своего носа ничего и не увидит. А если этот специалист поедет работать за границу, не зная особенностей религиозной и духовной жизни данной страны? Адаптироваться придется довольно долго и сложно, возникают серьезные проблемы коммуникации. Так, кто же заинтересован в специалистах-недоучках? Кому это выгодно? Российскому государству? Сомневаюсь.

Вот наглядный пример с семинара по культурологии. Изучаем нравственные ценности человека. Спрашиваю, какие нравственные ценности знают студенты, а затем пишу их на доске. Начинаем разбирать: любовь путают с сексом; честь, совесть и достоинство – анахронизм для нашей молодежи! Удивительно, но все хотят, чтобы их любили искренне, не за деньги или какие-то особые заслуги. Никто не хочет испытывать боли предательства, желают, чтобы с ними поступали по-честному, не обманывали, уважали. А теперь взглянем на этих же студентов на перемене. Смотрите, как они друг с другом общаются: ругаются матом, хамят, громко и вульгарно смеются, курят, и тут же плюют на пол. И девушки здесь далеко не на последнем месте. И это – золотая молодежь – будущее России! Но кто же нашим детям должен прививать нравственные устои, эти элементарные, но вечные истины? Кто должен им объяснять, что человек человеку не волк, а брат, что все мировые религии в один голос твердят о милосердии, добре, уважении, терпимости, ответственности за свои слова и поступки, о воспитании детей в нравственности и добропорядочности, кто должен их научить отличать хорошее от плохого? Кто? Конечно же, в первую очередь, родители, затем школа, средние и высшие учебные заведения. Шаг за шагом, знание к знанию, у ребят сложится правильное мировоззрение.

Задаю вопрос:

– А зачем вы пришли в вуз?

– За дипломом.

– Но, чтобы его получить, необходимо обрести знания по существующему в России государственному стандарту.

– Да как Вы не понимаете, я буду работать инженером-электриком, железнодорожником, строителем и т.д. Зачем мне такое количество дисциплин? Я буду работать и все то, что дает учебное заведение, будет мною забыто сразу же, после выхода из его стен. Буду помнить только специальные дисциплины, потому что они мне и нужны.

– Понятно, а какой должности хотите достичь?

Беседа оживляется.

– Конечно начальника. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»…

– Все хотят быть начальниками. А знаете ли вы, как правильно управлять персоналом, этикет подчиненного и руководителя знаете? Какие ожидания должен выполнять начальник в соответствии со своей социальной ролью?

– Ну что там особенного. Главное, чтобы у начальника был кабинет, хороший заработок, а все остальное можно утрясти.

– Например, Вы – начальник, обращаюсь к розовощекому юноше. Произошел производственный конфликт, ваши действия.

– Разберусь, кто прав, кто виноват, всыплю всем по 31 число…

– А Вы знаете, что конфликт конфликту рознь и хорошего руководителя от плохого отличает правильность принятия решений и, не удивляйтесь, образец поведения, культура обращения с подчиненными, четкое осознание задач, целей, которые исходят из глубокого понимания своей социальной роли. Этому всему надо учиться.

— Скажите, а о чем Вы разговариваете со своей девушкой?

– Ну, точно не о культуре, там о каком-нибудь Пикассо или Малевиче, или как их там, архитектурных стилях…

– А ведь у Вас когда-нибудь появятся дети. Чему Вы их хотели бы научить? Какими бы Вы их хотели видеть?

– Видеть? Лучше меня. Буду гулять, что-нибудь рассказывать.

–А сами Вы много книжек прочитали? Есть чем поделиться с подрастающим поколением?

К концу нашей беседы студенты начинают задумываться над значимостью культурного уровня человека, над тем, что обучаясь в вузе, они имеют шанс выбраться из порочного круга «кухаркиных детей». Но далеко не всегда беседа так гладко проходит. Мы упустили не одно поколение наших детей, а теперь закономерно пожинаем горькие плоды безнравственности, кощунства, беспринципности.

Сегодня у молодого поколения имеется одна особенность: ищут легких путей. Даже сленг такой появился. Перед сессией студенты кричат в форточку «Халява, ловись!» К преподавателю они приходят не «сдавать», а «поставить». И преподаватели, наверное, отчасти виноваты в этом. Увеличение нагрузки сказывается и на физических силах, низкая зарплата порождает взяточничество. Думаю, что эти проблемы тоже должны стоять на учете у государственных органов образования, потому что все мы граждане одной страны. А образование сегодня является стратегической точкой отсчета для многих государств мира.

Не так давно побывала в США. Страна как страна, но впечатляют масштабы гражданского общества, патриотизм, причем зрелый, осознанный, который воспитывается и в семье, и в школе, и в высших учебных заведениях. Везде, где только можно, государственная символика. Флаг обязателен у каждого дома, и что меня особенно поразило, даже на кладбищах. Попробуй-ка кто-нибудь из наших соотечественников водрузить государственный флаг России на своем участке, крыше дома или на кладбище, точно сочтут сумасшедшим! Хотя за последнее время к празднику 9 Мая все как-то преображается, люди прикрепляют георгиевские ленточки – это замечательная тенденция для сплочения нас как единого народа.

Американцы с гордостью говорят о своей стране и считают великим счастьем, что живут там. Поразили меня музеи и их огромное количество. Каждое, мало-мальски значимое событие торжественно обставляется, строятся отдельные здания, хорошо оснащаются технически. И это в стране, как мы считаем, практически, без истории! А что мы делаем со своей культурой и историей? Российские музеи и библиотеки часто располагаются в аварийных помещениях или подвалах, существуют на грани закрытия, без нормального финансирования, люди там работают за крошечную, просто неприличную зарплату, и никому нет до этого дела.

Мы проехали 11 штатов автобусным туром. Меня удивило отсутствие курящих и свободно выпивающих людей, вернее их полное отсутствие. В автобусах, и в других местах общественного пользования нигде даже намека не было на пиво или табак. А в штате Колорадо, например, вообще полный запрет на курение. Штраф исчисляется 1200 долларами, или тюрьмой. Зато, как только мы сошли с трапа самолета на родную землю, тут же появились клубы дыма, спокойно выпивающие молодчики в международном аэропорту. Причем, место для курящих и некурящих не отделяет даже перегородка, нет там и кондиционера и весь дым плавно перетекает из одного конца помещения в другой. А милиция делает вид, что ничего не происходит и закон не нарушается.

По телевизору в США я не видела ни одной пошлой или недостойной рекламы, грязного боевика, открытых постельных сцен до 24 часов ночи, есть там и специальные ограничители для детского возраста. Алкоголь и курение разрешено только с 21 года, и надо сказать, не приветствуется. Почему же они у себя пропагандируют здоровый во всех отношениях образ жизни, а нам навязывается противоположный взгляд? Мы с жадностью хватаем ложный «образец демократии и свободы». А он нам нужен? Я поняла одно: то, что мы видим по телевизору, во многом не совпадает с тем, что там есть на самом деле. Западные страны многое положительное переняли у Советского Союза, а мы все опять разрушили. У них, действительно, есть чему поучиться – уважению и приумножению своей культуры, стремлению к здоровому образу жизни, воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

Служить в американской армии считается почетным, многие парни стремятся попасть туда. И дело даже не в высокой оплате и хороших условиях. У них все исчисляется национальным интересом. А вот пример того, как мы поддерживаем свои национальные интересы. Некоторое время назад я вела экскурсию по музею Боевой славы. С гордостью рассказывала о том, какие подвиги совершили наши преподаватели и студенты и что многие из них пошли на войну добровольцами. Уловила недоумевающие взгляды, а затем была реплика: – Вот дураки, добровольцами, мы бы никогда не пошли!

– Вот тебе и раз! А у вас есть родственники, отцы, матери, сестры, любимые?

– Есть, ну и что? Они не хотели бы, что бы мы погибли.

– А кто же их будет защищать, когда вы будете прятаться?!

Эта сцена меня просто поразила. Мы сегодня не воспитываем защитников Отечества, настоящих мужчин. Мы воспитываем женоподобных, изнеженных и всего боящихся мальчиков. Они не хотят служить в армии из-за того, что там плохие условия, им дорога только их собственная жизнь.

Был приведен пример перехода армии, под руководством А.В. Суворова через Альпы, блестящая победа русской армии. У тех солдат особых условий-то и не было, но было главное – любовь к своему Отечеству.

Я попыталась раскрыть сегодня одну очень опасную тенденцию, наметившуюся за последние десятилетия в нашем обществе. Это касается патриотического и культурного воспитания подрастающего поколения. К чему привело многолетнее бездействие – видно на примерах. Считаю, что проблема воспитания чревата для нашего общества глубочайшим кризисом. И ее необходимо решать сообща, задействуя не только институты семьи и образования, но и власти, и политики. Гражданскую позицию необходимо воспитывать с раннего детства, ребенок должен быть окружен атмосферой любви и заботы не только общества, но и государства. Точно также важно воспитывать человека культурного, иначе через пару десятилетий мы окажемся в такой яме разврата, матерщины, пьянства и безнаказанности, что исправить положение не удастся никакими средствами, даже большими деньгами. То, что сегодня идет стойкая деградация населения России, очевидно каждому. Нам, преподавателям, это особенно видно. В воспитании подрастающего поколения должна быть четкая система, подконтрольная государству. Социальный институт, от которого больше всего зависит полноценное воспитание российских граждан, – это институт национального образования: от детского сада и до вуза. И эту нить прерывать нельзя! То, что ребенок воспринимает в 3-5 лет, а затем в 7-17 лет не является одинаковым. Происходит переосмысление старых позиций в связи с получением нового социального опыта. А если к опыту добавлять знания, то воспитанный в таких условиях человек будет обладать зрелой, осмысленной гражданской позицией. И такой человек никогда не скажет при ответе на вопрос:

– Любите ли Вы свою Родину?

– А за что ее любить?

Он будет понимать, что многое зависит от него и от таких же граждан, как он. Что у него по отношению к Отечеству есть не только права, но и обязанности. Что необходимо иметь активную гражданскую позицию и это в его интересах. И еще: если наше общество все-таки решило вступить в ассоциацию европейских университетов и влиться в Болонский процесс (устремления которого направлены на улучшение качества образования, международную интеграцию и академическую мобильность), то необходимо для себя решить простой вопрос: будем ли мы усредненной массой в данном процессе, или все-таки уважающим себя государством с многовековыми традициями – Россией?

6

Библиографическая ссылка

Горощенова О.А. С чего начинается Родина? Актуальные вопросы современного российского образования. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6031 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат