Заочные электронные конференции
 
     
Изменение биоритмов В. Флисса под влиянием социальных ритмов жизнедеятельности студента
Мальцева Ю.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИЗМЕНЕНИЕ БИОРИТМОВ В. ФЛИССА ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ РИТМОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ю. С. Мальцева, студентка группы МУ – 102, 1 курс. Научный руководитель: С. П. Мякинников, к. филос. н., доцент.Кузбасский государственный технический университетг. Кемерово

Меня заинтересовала тема биоритмов, их воздействие на студентов, т.к. в жизни любого студента наблюдаются периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме, которые «руководят» им всю жизнь, от момента рождения до самой смерти.

Сначала я выяснила, что изучением колебаний, дающих организмам возможность приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды, занимается молодая наука биоритмология [1]. Знания, которые дает биоритмология - это не только сохранение здоровья, а также гармоничная семья, основанная на биологической совместимости, крепкое жизнеспособное потомство, долголетие. Знание ритмичности биологических процессов поможет человечеству избавиться от многих болезней и, может быть, даже справиться с проблемой лечения рака.

Интересно, что отоларинголог В.Флисс, являющийся основателем «Теории трех биоритмов», полагал, что человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном [2].

Физический ритм (продолжительность - 23 дня) определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный ритм (продолжительность - 28 дней) обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный ритм (продолжительность - 33 дня) определяет творческую способность личности.

Каждый из них проходит через три различные фазы, определяющие общее состояние человека.

Фаза подъема: как правило, свидетельствует о пике таких возможностей организма как жизненная сила, выносливость, острота зрения, эмоциональное возбуждение, острота переживаний, способности к запоминанию, интуиции, и т.п. Степень проявления этих качеств зависит от ситуации и обстоятельств. Так, высокий эмоциональный цикл может сигнализировать о периоде творческой активности актера или художника, подобно высокому уровню в физическом цикле спортсмена. В то же время, высокое эмоциональное состояние в условиях, требующих спокойствия может привести к стрессу и проблемам. Например, в такие дни профессионального водителя может потянуть на «лихачество» и неосторожное поведение на дороге.

Фаза спада: такие дни предполагают более низкий уровень потенциальной энергии и их следует использовать для отдыха и восстановления жизненных сил.

Критические дни: в общем, календарь критических дней основан на паре ключевых слов: отклонение и нестабильность. Здесь «отклонение» следует понимать как «уход от стандарта». Исследования биоритмов указывают, что в критические дни часты случаи, когда поведение человека и его действия отличаются от обычных для него. Например, обычно вежливый человек внезапно становится вспыльчивым и грубым с окружающими в критический день эмоционального биоритма.

Для нормального функционирования организма необходимо, чтобы каждая функция осуществлялась ритмично в соответствии с его меняющимся на протяжении разных циклов состоянием [3]. Нужно, чтобы все эти ритмы были определенным образом согласованы между собой (синхронизированы). Только в этом случае обеспечиваются оптимальный уровень здоровья и наилучшие адаптационные возможности. Если по какой-то причине согласованность функций во времени нарушается – наступает рассогласование биоритмов, или десинхроноз. В легких случаях это состояние сопровождается некоторым недомоганием. Если же десинхроноз достаточно силен, и продолжается длительное время, то адаптационные возможности организма ослабевают, возникают различные заболевания или обостряются скрытые хронические патологические процессы.

Симптомы десинхроноза: нарушение сна; повышенная утомляемость, раздражительность; снижение способности к концентрации внимания; желудочно-кишечный дискомфорт, снижение аппетита; отсутствие бодрости, чувство разбитости после сна, головная боль; сердцебиение, боли в области сердца и т.д.

Возможно, что при сезонном переводе часов, принятом в нашей стране, у студентов развивается десинхроноз. Я считаю, что такой перевод нарушает биоритмы В. Флисса, приводит к стрессу, опозданиям, недосыпанию, нарушению самочувствия. Казалось бы, один час – не так много, но, к сожалению, внутренний мир человека крайне чувствителен, и его жизнь зависит от того, как движется время. Если студент, к примеру, соблюдает режим дня (ложиться спать, просыпается, кушает в одно и то же время), то все системы организма привыкают, вырабатывается ритм, и студенту гораздо легче жить, когда он все делает вовремя.

Я предположила, что студент, как и любой человек, со дня рождения находится во власти трех биоритмов. У меня появилось желание рассчитать для себя биоритмы [4].

Таблица № 1. Расчет исходных и полученных в результате наблюдений биоритмов В. Флисса на месяц (май), студентки группы МУ-102. Мальцевой Ю.С.

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

прогноз

данность

прогноз

данность

прогноз

данность

прогноз

данность

Физический ритм

77,6%

≈70%1

-15,6%

≈10%

-85,7%

≈-20%

34,4%

≈30%

Эмоциональный ритм

85%

≈80%

-32,6%

≈20%

-84,9%

≈-10%

28,6%

≈70%

Интеллектуальный ритм

-73,3%

≈50%

-50,3%

≈40%

62,6%

≈30%

80,9%

≈60%

В таблице №1, графиках №1 и №2 указаны результаты расчета предполагаемых и полученных в результате наблюдений биоритмов. Согласно таблицы №1, графику №1 в течение первой недели у меня должен наблюдаться подъем физической активности (77,6%). Физическая работа, в таком случае, не требовала бы больших затрат энергии. Затем, на второй и третьей неделях, в соответствии с природой, был бы некий спад (-15.6%; -85,7%). На четвёртой неделе у меня вновь присутствовал бы подъём физической активности (34,4%).

Если сравнивать исходные биоритмы с данными полученными в результате наблюдений (см. таблица №1, график №2), то можно сказать, что в течение первой недели наблюдался физический подъем (≈70%). Это было связано с прошедшими выходными и праздниками, за которые я набралась энергии, отдохнула и была полна сил. На второй и третьей неделях у меня наблюдался упадок физических сил (≈10%; -20%). Подготовка к текущему тестированию по целому ряду учебных дисциплин и сдача нормативов по физическому воспитанию вызвали нарушение сна, повышенную утомляемость, отсутствие бодрости. Эти причины, по моему мнению, стали следствием такого состояния как десинхроноз. На четвертой неделе, когда интернет-экзамены по проверке остаточных знаний были сданы успешно, снова наблюдался физический подъём сил (≈20%). Это привело к тому, что физические нагрузки не требовали больших затрат энергии и учиться стало легче.

Эмоциональный ритм на первой неделе (см. таблица №1, график №1) должен находиться в фазе подъёма (85%). На второй и третьей неделях, исходя из данных таблицы, ожидался резкий спад (-32,6%; -84,9%), что могло свидетельствовать о появлении угнетённости, страхов, бессмысленности многих вещей. На четвёртой неделе, в этом случае, эмоциональный ритм, согласно природной программе, перешел бы в фазу подъёма (28,6%).

На самом деле, из графика №2 видно, что на первой неделе эмоциональный ритм находился в фазе подъема (≈80%). Это было связано с приходом весны, теплой погодой, пением птиц и в связи с этим было хорошее настроение. На второй и третьей неделях наблюдался постепенный упадок эмоций (≈20%; -10%). Это могло быть связано с большими учебными нагрузками в университете, отсутствием отдыха, что способствовало развитию десинхроноза. В ходе этих двух недель, в процессе подготовки к компьютерному тестированию, времени на принятие пищи оставалось немного, что, как я считаю, привело к рассогласованию ритма питания и ритма учебного процесса. На четвёртой неделе отмечалась повышенная эмоциональная активность (≈70%), которая была вызвана отдыхом, а также успехами в учебе, личной жизни.

Из таблицы №1, графика №1 следует, что мой интеллектуальный ритм в течение первых двух недель должен будет находиться в фазе спада (-73,3%; -50,3%). В связи с этим, должна наблюдаться быструю утомляемость от умственной деятельности. На третьей и четвёртой неделях интеллектуальный ритм, согласно природе переходит в фазу подъёма (62,6%; 80,9%). В этой фазе легче воспринимается учебный материал и любая другая информация.

В действительности, моя интеллектуальная активность (см. таблица №1 график №2) на протяжении четырёх недель находилась практически на одном уровне. Это могло быть связано с постоянной умственной деятельностью, как в университете, так и дома. Кроме того, на второй и третьей неделе заметен незначительный спад. Это, скорее всего, могло быть причиной того, что постоянные нагрузки в университете требовали больших затрат умственных сил. У меня была снижена способность концентрации внимания, пропал аппетит – всё это способствовало развитию выше указанного десинхроноза.

Из вышеприведенного анализа мною сделан вывод о том, что вторая и третья недели данного месяца оказались для меня наиболее сложными и привели к резкому падению всех трех биоритмов. Особенно пострадал ритм моей физической активности. Менее всего снизилась биоритмологическая активность интеллектуального ритма. Интересно, что ожидаемые физический, эмоциональный биоритмы в середине месяца испытали подобное падение амплитуды колебаний (см. таблицу №1 и график №1). Тогда, как реально наблюдаемый мой интеллектуальный биоритм оставался гораздо более стабильным на протяжении всего месяца, по сравнению с предполагаемым подобным ритмом.

Я думаю, что студент, как и любой человек, является неотъемлемой частью природы, и, несмотря на большие достижения в области естественных, технических наук, медицины, природа оказывает на него большее влияние, чем он сам на природу. Отсюда вытекает главный закон оздоровления: «Соблюдай ритмы природы и согласуй свою деятельность с ними».

Список источников

1. Биоритм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Биоритмы.ru/. Дата обращения: 17.04.2011

2. Биоритмы. Гармония, проверенная временем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bio.bip.ru/. Дата обращения: 18.04.2011

3. Нарушения биоритмов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://argo-shop.com.ua/article-4010.ru/. Дата обращения: 18.04.2011

4. Калькулятор биоритмов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ritms.ru/. Дата доступа: 28.04.2011

1 − данные обозначения указывают на приблизительность полученных результатов.

4

Библиографическая ссылка

Мальцева Ю.С. Изменение биоритмов В. Флисса под влиянием социальных ритмов жизнедеятельности студента // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6102 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат