Заочные электронные конференции
 
     
Возможности сети Интернет для педагога.
Шишканова В.К.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Шишканова В.К., учитель химии МОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная школа».

«Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

К. Д. Ушинский

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Использование сетевых сообществ в качестве инструмента привлекает своей открытостью, доступностью, актуальностью. Позволяет организовать место для консультирования, обсуждения вопросов, возникающих в определенный временной отрезок. Сегодня Интернет предоставляет педагогам большой выбор участия в сетевых сообществах: «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Виртуальный педсовет» и другие. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов.

Сеть творческих учителей.

Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

На этом сайте доступны:

  • библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ;

  • библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов;

  • подборка ссылок на интересные статьи для педагогов;

  • регистрация и общение с коллегами.

Участие педагога в различных мастер - классах несомненно повышает уровень самообразования. Здесь можно получить консультацию по тому или иному вопросу. В сообществе Химоза существует уже не первый год творческая группа «Подготовка к ЕГЭ по химии», где обсуждаются различные проблемы. Здесь же ведется обмен опытом по подготовке учащихся к ЕГЭ, обсуждение материалов ЕГЭ по химии, даются консультации по сложным разделам школьного курса химии, разрабатываются эффективные методы использования ИТ в процессе подготовки к ЕГЭ. Материалы очень полезны учителям, которые занимаются подготовкой учащихся к ЕГЭ. Лично я участвовала в следующих группах в 2010 -2011 учебном году:

  • Мастер – класс «Решаем трудные задачи»

  • ΙΙ открытый Турнир по решению задач

  • Мастер – класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ»

  • Ι открытый Турнир по решению качественных задач

Наибольшие затруднения у учащихся при выполнении заданий ЕГЭ вызывают задания самой сложной части – это части С. Мастер – класс «Решаем трудные задачи» провел ряд обучающих занятий по выполнению заданий С4 и С5. Опубликованные ресурсы – это готовые методические материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Вел занятия мастер – класса преподаватель Тюменского государственного университета Можаев Георгий Михайлович. Мастер – класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ» был посвящен методике выполнения заданий С1, С2, С3. Руководителем этого мастер – класса была Денисова Виктория Германовна, учитель химии МОУ гимназии №1 г. Волгограда. Мы, учителя, получили подробную характеристику каждого задания части С, анализировали реальные работы школьников, типичные ошибки в ученических работах, выполнили зачетные работы. По всей части С создана богатая методическая копилка.

Итоги каждого мастер – класса занесены в таблицы: итоговая таблица результатов мастер-класса «Решаем трудные задачи» совместно с Турниром по решению задач и итоговая таблица результатов мастер- класса «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ». Участник мастер-класса, выполнивший не менее 60% заданий и принявший участие в Турнире, получил удостоверение о прохождении мастер-класса. Победители Турнира отмечались отдельно.

Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свой профессиональный уровень окончательно сформированным. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на развитие роста интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

Изучение – одна из форм познания. Узнавая жизнь и деятельность наших великих соотечественников, можно много интересного и нового открыть лично для себя. В ноябре 2011 года будет отмечаться 300 - летие со дня рождения всемирно известного русского учёного-естествоиспытателя – Михайло Васильевича Ломоносова. Здесь же в сообществе Химоза объявлен Всероссийский конкурс «Ломоносовские чтения – 2011».Сроки проведения: сентябрь 2010– декабрь 2011 года.«Ломоносовские чтения – 2011» проходят в II этапа, состоящих из 8 конкурсов. Периодичность проведения конкурсов – один в месяц, с перерывом в работе на летние каникулы. На протяжении всего конкурса проводится блиц-викторина.

Участвуя в таких конкурсах, тем самым учащиеся привлекаются к разным видам учебной деятельности. Для сбора материала по краеведческому исследованию мы организовали экскурсию в г. Нижний Новгород, где посетили общеобразовательную школу имени М. В. Ломоносова. Эта поездка вызвала много положительных эмоций у ребят. В условиях нашей школьной химической лаборатории учащиеся получили легкоплавкие цветные стекла. С практической работой они справились, результаты у них были отличные.

Участвуя в таких конкурсах, мы понимали, что оформление интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. Старались, чтобы оформление интернет- ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания.

Кроме мнения независимых экспертов (жюри), оценку представленным работам дают и «виртуальные (общественные) эксперты» - это сами участники конкурсов, отдающие свой голос при обсуждении на Форуме только одной команде, работа которой наиболее понравилась. Участие в этом конкурсе может быть как полным, так и выборочным.

Нижегородский Институт Развития Образования уделяет большое внимание дистанционному обучению педагогов. Основные направления деятельности центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО:

  • развитие современных методов обучения посредством более эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе;

  • развитие систем и средств дистанционного образования,обеспечивающих повышение доступности и качестваобразования в сельских районах Нижегородской области;

  • разработка и внедрение программ дистанционногоповышения квалификации педагогических работников.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации. Виртуальная среда обучения Moodle имеет большие возможности для самообразования педагогов.

Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его деятельности. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI веке. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны на ученика, с другой стороны — на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.

Источники:

  1. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_6.html

  2. О.В. Волкова, Самообразование педагога.- Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года

  3. URL: http://www.vfurao.ru/publ/1-1-0-9

Библиографическая ссылка

Шишканова В.К. Возможности сети Интернет для педагога. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6132 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат