Заочные электронные конференции
 
     
Студенческие строительные отряды второй половины ХХ века и их роль в становлении гражданственности молодежи
Павленко Ю.А. –студентка 4 курса гуманитарного факультета, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Научный руководитель - Орлова В.В.- кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии, Томский госуд


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Студенческие строительные отряды второй половины ХХ века и их роль в становлении гражданственности молодежи

Павленко Ю.А. –студентка 4 курса гуманитарного факультета, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Научный руководитель - Орлова В.В.- кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии,

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Молодое поколение всегда играло важную роль в общественно-политической и социальной жизни общества. Именно его стоит считать одной из самых мощнейших движущей сил, способных повлиять на исход и развитие различных событий в стране. Томск на протяжении многих лет считается студенческим городом, потому как образование томских ВУЗов является одним из наиболее востребованных среди молодежи России и ближнего зарубежья. Томск и сейчас по праву сохранил свой статус и носит звание города студенческого. Если Новокузнецк славится своими рудниками, то Томск принято считать «кузницей кадров».

Сознание начинает формироваться ещё в школах и высших учебных заведениях, именно поэтому стоит обратить особое внимание на становление активной позиции гражданской молодежи, ориентируясь на опыт прошлых лет.

Студенчески отряды – «массовое патриотическое движение молодёжи высших и средних специальных учебных заведений СССР, эффективное средство по вовлечению молодёжи в решение народнохозяйственных задач, хорошо зарекомендовавшая себя форма трудового и общественно-политического воспитания будущих специалистов народного хозяйства» [4, стр. 489].

Одной из главных особенностей студенческих отрядов являлось то, что их формирование строилось на принципах добровольности и, как это неудивительно, имели довольно большую популярность среди студенческой молодёжи. Среди факторов, оказавших положительное влияние на формирование мотивации участия студенческой молодёжи в строительных отрядах можно выделить: желание проявить себя не только в учёбе, но в другой сфере, возможность поездить по стране и увидеть новые места, интерес к незнакомым ранее условиям жизни, труда и отдыха, стремление приобрести трудовые навыки и возможность заработать. Вместе с тем решались производственные и воспитательные вопросы путём расширения взаимодействия студентов в своем кругу и за его пределами.

Строительные студенческие отряды взяли свое начало во времена грандиозных строек, освоения богатейших месторождений природных ресурсов. Они внесли огромный вклад в социально-экономическое развитие России в целом и отдельных регионов в частности.

Работы, осуществляемые студенческими отрядами, проходили в летнее время, когда особенно остро стоял вопрос дефицита рабочей силы, к тому же использование труда студентов обходилось государству относительно недорого. Представители студенческой среды, входящие в состав строительных отрядов, обладают высокой мобильностью, подвижностью, возможностью концентрации на необходимых участках работ, способностью быстро овладеть навыками соответствующей специальности.

Существенный вклад в развитие Сибирского региона оказали студенческие строительные отряды Томской области. В силу того, что данная область является богатой природными ресурсами (нефть, газ, торф, древесина и т.д.), а территории представляют собой очень сложной для освоения местностью (тайга и большое количество болот), огромные усилия со стороны студенческих отрядов были брошены на разработку именно данного региона, как имеющего большой экономический потенциал.

Набор бойцов в студенческие отряды производился не только из учебных заведений Томской области, но и из других регионов страны. В их состав входили студенты ВУЗов и средних специальных учебных заведений: «Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королёва, Куйбышевский политехнический институт, Московский институт стали и сплавов, Казанский авиационный институт, Казанский химико-технологический институт, Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, Орловский педагогический институт, Орловский машиностроительный институт, Кишиневский государственный университет им. В.И. Ленина, Кишиневский государственный медицинский институт, Кишиневский политехнический институт им. С. Лазо, Кишиневский государственный педагогический институт, Тираспольский государственный педагогический институт, Бельцский государственный педагогический институт, Томский государственный институт им. Ленинского комсомола, Томский политехнический институт им. С. М. Кирова, Томский государственный университет им. Куйбышева, Томский инженерно-строительный институт, Томский институт радиоэлектроники и электронной техники, Томский государственный медицинский институт, Кишиневский автодорожный техникум, Томский приборостроительный техникум, Томский лесотехнический техникум, Асиновский лесотехнический техникум, Асиновский автодорожный техникум». [1, стр.125].

В 1970 году был разработано положение «О студенческих строительных отрядах», согласно которому студенческие строительные отряды представляют собой «действенную форму участия молодёжи в коммунистическом строительстве» [1, стр. 119]. Среди задач, поставленных перед данной структурой, стоит не только проведение строительных работ, но идейно-патриотическое воспитание студентов, подростков и местного населения.

Структура студенческих строительных отрядов представляла, довольно, сложную иерархическую систему. Производственная работа осуществляется на основании договоров, заключаемых между областными штабами и заинтересованными строительными организациями. Студенческие строительные отряды живут коммунами по 200 – 400 человек. Это является неписанным принципом, который не вносится в устав, так как его внесение будет символизировать некое ограничение отрядного самоуправления. Данный вопрос рассматривается на общем собрании и после единогласного голосования «за» становится формой организации отрядной жизни.

С начала 70-х годов Томский областной студенческий отряд участвовал в строительстве 1282 народнохозяйственных объектах региона. Их деятельность была направлена на следующие направления:

  1. Сельское строительство;

  2. Обустройство газо- и нефтепромыслов;

  3. Строительство и обустройство территорий лесодобычи и переработки;

  4. Транспортное строительство.

Большое внимание уделялось и профессиональной подготовке рядовых и руководящих членов отрядов, так как от этого напрямую зависит производительность труда всего строительного отряда. Например, на базе Томского инженерно-строительного института для «подготовки инженерно-технических работников была организованна «Школа мастеров»» [1, стр. 148]. Студенты проходили обучение по 28-часовой программе, подготовленной совместно инженерной службой областного штаба и кафедрой строительного производства.

Ещё одним очень важным направлением деятельности комсомольских организаций являлось военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Традиционным направлением в этой работе томскими отрядами были «ремонты и строительство памятников павшим на полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, шефство над семьями погибших воинов и инвалидами труда, проведение военно-спортивных праздников, организация встреч с интересными людьми» [1, 178]

Велась и идейно-воспитательная и общественно-политическая работа внутри отрядов. Она включает в себя: шефство над семьями фронтовиков и престарелых людей (ремонты квартир и приусадебных пристроек, заготовка топлива). Сюда можно отнести и такое направление, как лекционные работы внутри студенческих отрядов, а также с местным населением.

Большое внимание в работе со студенческими строительными отрядами уделялось активной агитационно-просветительской работе: проведение концертов, фестивалей, тематических вечеров и вечеров отдыха для членов отряда и местного населения, выпуск стенгазет. Сюда же можно отнести и проведение различных спортивных соревнований. В это время было сочинено огромное количество литературных произведений, прославлявших комсомольскую стройку, в основном они представляли собой стихотворения и различные песни.

Анализируя работу студенческих строительных отрядов, стоит отметить, что молодёжная политика времени комсомольских строек была простроена таким образом, что практически вся молодёжь была включена в процесс. А самым важным является то, что со стороны молодого поколения присутствовал искренний интерес к данной деятельности, благодаря деятельности агитационных и просветительских работ.

В настоящее время в общественной жизни страны сложились объективные предпосылки для активизации роли современной молодежи, чутко реагирующей на все происходящие изменения. К примеру, участие студенчества в строительстве олимпийских объектов к Олимпиаде 2014г. в г. Сочи, сегодня вызывает большой интерес среди молодежи. Резко возрос престиж высшего образования, и все больше молодых людей стремится получить качественное профессиональное образование, соответствующее потребностям личности, позволяющее достойно позиционироваться на рынке труда, иметь реальную возможность профессионального роста в избранной сфере деятельности, активно участвовать в экономической и политической жизни страны. Именно поэтому, на современном этапе развития российского общества возникает необходимость не только научного изучения современного состояния государственной молодежной политики в России, но и исследования спектра возможностей студенчества, как одного из активных субъектов ее реализации.

Продолжает расти потребность со стороны формирующегося гражданского общества и государства не только в образованных специалистах, но, в первую очередь, в гражданах, патриотах России, воспитанных в лучших традициях своего Отечества. С другой стороны, сохранилась потребность студентов в ускоренной социализации, самореализации, в эффективных формах организации труда и отдыха, в достойных размерах оплаты их труда.

Сегодня все больше студентов дневных форм обучения в свободное от занятий время, работают на временных работах: продавцами-консультантами, официантами, барменами, воспитателями, распространителями, промоутерами, торговыми представителями. По данным исследований, проводившихся в последние годы в различных городах и регионах России, «от 60 до 80 процентов студентов высших и средних учебных заведений желают работать в летний период» [8, стр. 211]. Студенчество является значительным источником дополнительной рабочей силы, а студенческие отряды - всего лишь одна, хотя и наиболее важная по масштабам использования, форма приобщения к труду. Работа по возрождению стройотрядовского движения ведется уже во многих регионах Российской Федерации. На сегодняшний день российское государство вновь признает студенческие отряды как эффективную форму трудового и гражданского воспитания студенческой молодежи, развития его общественной активности и берет курс на создание системы поддержки стройотрядов. Ведь студенческие отряды - это не только эффективный способ вторичной занятости студента, но и прекрасная школа для будущего профессионала.

Важно, чтобы на новом этапе своего развития, студенческое движение учло исторический опыт студенческих строительных отрядов советского периода, не повторяло ошибок прежних стройотрядовцев. В первую очередь студенты не должны использоваться как дешевая рабочая сила. Отряд должен приносить реальную пользу хозяйству и обществу. Обязательное условие - самофинансирование и самоокупаемость. Важен и принцип самоуправления, необходима выборность руководителей и гласность. Отряд не должен являться прототипом строительной бригады, основная его функция - воспитывать не только умелого хозяйственника, но еще и личность, гражданина, социально-активного человека. Работу необходимо построить таким образом, чтобы появлялись и закреплялись такие качества как трудолюбие, ответственность и добросовестность.

Список используемой литературы:

  1. История движения студенческих строительных отрядов Томской области (1963-2004 гг.): сборник документов и материалов/ Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорт/ сост. : Е. В. Минеева, А. В. Литвинов. ред. кол.: А.А. Фрицлер (отв. ред.) и др. - Томск: из-во ТГУ,2005.

  2. История молодёжных организаций в Росссии и за рубежом/ Г.Б.Рябова. – Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007.

  3. История России: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ И90 А.С.Орлова, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина – М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2005

  4. Донских В. С. О формировании гражданского сознания. – Высшее образование в России. – 2009. - № 10.

  5. Дубицкий В.В. Воспитание студенчества как основа мобилизации социально-гражданских качеств// Личность. Культура. Общество. – 2007. -№4.

  6. Ильясов М.В. Студенческие отряды, воспитание жизнью. – Служба кадров. – 2004. - №4.

  7. Мамыканова Б.К. Социальное воспитание студентов в ВУЗах постсоветских государств. – Социально-гуманитарные знания. Научно- образовательное издание. – 2007. - №6.

  8. Пак Л.Г. Основные направления социализации студенческой молодёжи в системе образования. – Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №6.

Библиографическая ссылка

Павленко Ю.А. –студентка 4 курса гуманитарного факультета, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Научный руководитель - Орлова В.В.- кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии, Томский госуд Студенческие строительные отряды второй половины ХХ века и их роль в становлении гражданственности молодежи // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6239 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат