Заочные электронные конференции
 
     
Особенности полоролевой социализации дошкольников
Муромцева О.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Муромцева О.В.

Особенности полоролевой социализации дошкольников

Проблема полоролевой социализации, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации и находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, социальной педагогики и др.). Она является одной из важнейших и актуальнейших проблем, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.

Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направ­лены на укрепление семьи. Полоролевое развитие детей дошкольного возраста мы рассматриваем как важную часть нравственного воспитания, и поэтому, признавая необходимость решать общие задачи нравственного воспитания, важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место и имеют разный удельный вес.

Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения. Важной задачей также является выяснение значения фактора совместности обучения и воспитания для полоролевого развития дошкольников и преодоления существующей разобщенности мальчиков и девочек в детском доме.

Как мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить. Мужественность составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола.

Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рожда­ются. Ими становятся в результате целенаправленного вос­питания, которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале - с младенческого.

В зарубежной психологии, в отличие от отечественной, где экспериментальные исследования по проблеме форми­рования психического пола единичны, проводятся тысячи работ, посвященных, в первую очередь, раннему генезису полоролевой социализации, половым психическим различиям и факторам, определяющим эти различия. Правда, основной бум имел место во второй поло­вине XX века.

Тем не менее, из-за противоречивости эксперименталь­ных данных на сегодняшний день в психологии пола еще остается очень много неисследованных спорных вопросов и диаметрально противоположных взглядов на механизмы полоролевой социализации, на содержание и перспективу раз­вития половых ролей.

Отсутствие у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужествен­ности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к пред­ставительницам женского пола. А у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпи­мость, стремление к мирному урегулированию конфлик­тов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.

«Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них ка­честв мужественности испытывают дополнительные труд­ности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и очень часто перекладывают на плечи женщины ответствен­ность за семью и тем более, за воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты, заканчивающиеся разводом.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «гасить» конфлик­ты, поддерживать тепло семейного очага, создавать поло­жительный эмоциональный настрой мужу и детям, рацио­нально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для кото­рых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного полоролевого воспи­тания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Причиной этого, по-мнению многих исследователей, является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семей­ные обязанности.

Хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране исследований по изучению процесса развития психического пола, которые помогли бы на­править половое воспитание в нужное русло. От этого мно­гое зависит в формировании личности человека, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, бла­гополучие отношений в семье.

Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

- фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

- маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Процесс половой социализации и развития полового са­мосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания. Становление полового самосознания ре­бенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола. Первое осознание психического пола начинается со вто­рого года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, ког­да большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой.

Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти пси­хические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы, как мы уже отмечали, называют «психиче­ским полом» в отличие от «пола биологического».

Процесс формирования психического пола, который на­чинается очень рано, с началом развития речи ребенка, осо­бенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о бу­дущем и т. д.), а также в своеобразной половой консолида­ции со сверстниками своего пола.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется сис­тема потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и де­вочек в некоторых их личностных качествах.

По справедливому утверждению исследователей, образ «Я» не только регулирует актуальное поведение, но и имеет регулятивно-планирующую функцию, в определенной степени готовя индивида к выполнению в будущем той или иной социальной роли, и от того, насколько успешно прохо­дит процесс половой социализации, многое зависит в фор­мировании личности.

Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный пе­риод: под влиянием половых гормонов формируются разли­чия не только в анатомических особенностях пола, но и не­которые особенности развития мозга.

Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенно­стей. Ведь процесс полоролевой социализации дошкольни­ков не ограничивается восприятием своего сходства с пред­ставителями того же пола и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него включа­ется формирование типичных для пола интересов, предпочтений. Особенно ярко разница в предпочтениях мальчиков и девочек проявляется в сюжетно-ролевых играх.

Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно диф­ференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпо­читают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков при­влекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, геро­изма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца.

Изучение игровых предпочтений детей дошкольного воз­раста отечественными авторами свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо вы­ступают также в предпочтении сверстников своего пола в ка­честве партнеров по играм.

В дошкольные годы начинают формироваться и разли­чия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

По каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три - четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: «Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?» и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Важная роль в процессе полоролевой социализации психологами отводится семье, социальным ожиданиям родителей в отношении детей разного пола и воспитательным воздействиям, применяемым ими к своим сыновьям и дочерям.

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы».

Роль второго, не менее важного, чем семья, фактора в половой социализации ребенка принадлежит группе сверстников. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих гораздо более жестких, чем у взрослых критериев маскулинности/феминности, сверстники тем самым подтверждают или ставят под вопрос его половую идентичность и половые ориентации.

Роль группы сверстников для мальчиков и девочек не­сколько отлична. Девочки больше, чем мальчики, как из­вестно, тяготеют к семье, к взрослым. Особенно велика роль группы сверстников для мальчиков, у которых полоролевые нормативы и представления обычно более жестки и завышены, чем у девочек.

Рамки статьи не позволяют рассмотреть особенности полоролевой социализации дошкольников в полной мере, но можно сделать вывод, что эта проблема безусловно является актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании не только в психологии, но и в педагогике, социальной педагогике, социологии и т.д. Вопросы полового воспитания детей и подростков всегда являлись и по сей день являются камнем преткновения всех образовательных учреждений, а также и семьи. Необходимо активизировать процесс обучения методике воспитательной работы в данном направлении будущих работников образования и будущих родителей. Тогда, со временем, возможно, будут исчерпаны многие социальные, социально-психологические, социально-педагогические и другие проблемы нашего общества.

Библиографическая ссылка

Муромцева О.В. Особенности полоролевой социализации дошкольников // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6370 (дата обращения: 16.04.2024).



Сертификат Получить сертификат