Заочные электронные конференции
 
     
Содержание программы подготовки ученых в аспирантуре к научной и научно-педагогической деятельности
Козубцов И.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

И.Н. КОЗУБЦОВ (к.т.н., профессор РАЕ)

(Научный центр связи и информатизации Военного институту телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины

«Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНЫХ В АСПИРАНТУРЕ К НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постановка задачи. В последнее время отмечалось в ряде работ, что выпускники-аспиранты владеют недостаточным уровнем знаний по педагогике и психологии высшей школы. Это сказывается на владении методикой подготовки к проведению учебных занятий. До сих пор этим вопросам не уделялось надлежащего внимания. С этой целью рассмотрим возможное направление решения проблемы, которая сложилась, и повысить уровень качества подготовки научно-педагогических кадров (НПК) в аспирантуре.

Целью работы является рассмотрения одного из вариантов решения проблемы повышения уровня качества подготовки НПК в аспирантуре за счет пересмотра в существующей системе – подготовке и содержанию экзаменационной и зачетной отчетности аспирантов.

Основная часть. При целевой подготовке НПНК для нужд высшего учебного заведения (ВУЗ) и научно-исследовательской учреждений (НИУ) не исключается возникновение необходимости смены вида деятельности. Существующий механизм вариативности между научной и научно-педагогической деятельностью при целевой подготовке аспирантов не проработан достаточно, однако на законодательном уровне решен. Следует отметить, что отличие в содержании программ подготовки НК и НПК является главным фактором создания противоречия в Кодексе Законов о научно-технической деятельности, где определено классификацию ученых, которые за основным местом работы и в соответствии с трудовым договором (контракту) профессионально занимается одной из видов деятельности: научной, научно-технической, научно организационной или научно-педагогической.

Типичная программа подготовки аспирантов предназначена для профессиональной подготовки научных и научно педагогических кадров для ВУЗа. Целью подготовки аспирантов является:

1) углубленное изучение методологической и теоретической основы одной из отраслей науки;

2) формирование умений и навыков к самостоятельному проведению исследований и научно-педагогической деятельности;

3) совершенствование знаний иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.

Решением научной проблемы автором предложено усовершенствовать существующую образовательную модель подготовки НК и НПК, которая должна быть в неразрывном контексте науки и образования. Это позволит совмещать варьировать ученому между научной и научно-педагогической деятельностью при полной его компетентности. Требованием к модели является реализация в пределах правового поля существующего законодательства и с учетом других нормативно правовых актов и документов. Для достижения цели обучения в аспирантуре следует несущественно подкорректировать в пределах 25% учебные программы, тематические планы изучения дисциплин. Следует углубленно изучать учебные дисциплины – методологические основы научных исследований и основы педагогики и психологии высшей школы в независимости от целевой подготовки НК и НПК.

Обучение аспиранта предусматривает обязательную сдачу зачетов и кандидатских экзаменов. Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научно педагогических и научных кадров. Кандидатские экзамены проводятся с целью установления глубины профессиональных знаний, научного и культурного кругозора соискателя научной степени кандидата наук, подготовленности его к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В существующей модели кандидатские экзамены состоят из: философии, иностранного языка и специальности.

Для достижения требований 1) и 2) предлагается следующая модель содержание учебной программы и дополнения кандидатскими экзаменами. Для этого следует дополнительно ввести кандидатские экзамены со следующих учебных дисциплин: методологические основы научных исследований, а также основы педагогики и психологии высшей школы. Проведение зачетов лектором не позволяет объективно и углубленно оценить знания и сформированную междисциплинарную научно-педагогическую компетентность аспиранта, необходимые для будущей профессиональной научной или образовательной деятельности. Кандидатский экзамен в отличии от зачета предполагает возможность установления глубины профессиональных знаний, научного и культурного кругозора соискателя научной степени кандидата наук, подготовленности его к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сдача одного экзамена из иностранного языка не должна быть первоочередным обязательным заданием обучения в аспирантуре, поскольку для написания диссертации может понадобиться знание многих иностранных языков. Сдачу экзамена с иностранного языка следует логично рассматривать лишь как основание допуска к научной или научно-педагогической деятельности соискателя за рубежом.

Таким образом, модель содержания кандидатских экзаменов из подготовки научно педагогических работников имеет следующую совокупность экзаменов: философии; специальности; методологических основ научных исследований (оценка уровня компетентности ученого к научной деятельности), а также основ педагогики и психологии высшей школы (оценка уровня компетентности ученого к научно-педагогической деятельности); иностранного языка (обязательного условия получения диплома доктора философии PhD).

Сформированная междисциплинарная научно-педагогическая компетентность аспиранта позволит в будущем не только квалифицированно создать композиционную основу диссертационной работы, но и на высоком уровне заниматься научной и научно-педагогической деятельностью. Компетентность позволит ученому сформировать собственную „Методику формирования новых знаний и применения их в учебно-воспитательном процессе”. Высокий уровень знаний с основ: психологии и педагогики и научных исследований позволит на высоком профессиональном уровне НПК преподавать студентам профессиональные дисциплины в различных сложных условиях.

Выводы. Предложенная структура содержания типичной программы подготовки НК и НПК не противоречит требованиям законодательства, существующим нормативно-правовым актам и логике очевидных педагогических явлений.

Соискатель научной степени, успешно усвоивший предложенную содержанием программу подготовки ученого, прошел аттестацию (положительно сдал зачеты и кандидатские экзамены), имеет юридическое право быть ученым и в соответствии с трудовым договором профессионально заниматься научной или научно-педагогической деятельностью.

Юридическое разрешение допуска соискателя до самостоятельного проведения научных исследований и научно-педагогической деятельности будет являться приложение к диплому кандидата наук. В нем будет отражены результаты оценивания кандидатских экзаменов дисциплин: методологические основы научных исследований и основы педагогики и психологии высшей школы.

Следует также отметить, что с внедрением предложенной образовательной системы подготовки НК и НПК существенно увеличится учебная нагрузка и ответственность привлеченных к обучению педагогов. В отличие от существующей системы в предложенной философии подготовки НК и НПК в полном объеме будет учитываться учебная нагрузка НК и НПК. Это позволит сохранять в ВУЗе или НИУ уже сформированный НК и НПК коллектив от сокращения в условиях нехватки учебной нагрузки.

Полученные результаты носят сугубо теоретический характер, что не противоречит очевидным явлениям. Для практического внедрения полученный результат должен получить всеобщее согласование и признание.

E-mail: kozubtsov@mail.ru

Библиографическая ссылка

Козубцов И.Н. Содержание программы подготовки ученых в аспирантуре к научной и научно-педагогической деятельности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6383 (дата обращения: 18.04.2024).



Сертификат Получить сертификат