Заочные электронные конференции
 
     
Развитие у студентов умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности
Майоров А.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Развитие у студентов умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности

Майоров Александр Алексеевич, преподаватель кафедры экономической теории и управления ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Современные гуманитарные науки развивают взгляд на человека как на субъекта собственной жизни, который самостоятельно ставит цели, выбирает средства их достижения и несет ответственность за собственный выбор.

Проекция этих представлений на систему высшего образования требует заменить авторитарный стиль общения, директивную стратегию управления в пользу развития собственной субъектной активности студента.

Студент как субъект учебной деятельности должен владеть всеми тремя компонентами учебной деятельности (мотивационно-целевой, операционально-действенный и контрольно-оценочный), а значит самостоятельно ставить и достигать учебные цели, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

В современном педагогическом процессе функция контроля, по прежнему, осуществляется преимущественно педагогом при минимальном участии студента в этом процессе. Функции контроля и критерии по которым он осуществляется мало осознаются студентами и не выполняют стимулирующую и развивающую функцию. Важнейшее значение в таком контексте приобретает изменение характера управления в образовательной системе учреждения – уход от авторитарного (командного) управления к рефлексивности: предоставление учащемуся возможности восхождения к собственному целеполаганию; создание условий для преобладающей самоорганизации; перенесение акцента с оценивания и критики на совместный анализ, поиск общих смыслов и подходов, поддержку; замена предписаний договорами.

В современной образовательной практике назрела потребность разрешить противоречие между общеметодологическими положениями о человеке как субъекте своей активности и реальным воплощением этих положений в практике образования.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили следующие показатели сформированности умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности студентов: потребность в самоконтроле и самооценивании, представление о том, что успех и неудачи определяются собственными действиями и способностями; наличие системы субъективных критериев успешности учебной деятельности; адекватное представление о реально полученном результате учебной деятельности; определение степени соответствия желаемого и реально полученного результата учебной деятельности; анализ затруднений в учебной деятельности и программа их коррекции.

Для проведения исследования на основе этих показателей нами разработана анкета, включающая следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы контроль необходимым элементом обучения?

  2. Как вы считаете, для чего нужен контроль в учебной деятельности?

  3. Какой контроль вы считаете наиболее эффективным: внешний (учителя, родители) или внутренний (самоконтроль)?

  4. Насколько лично вам необходим внешний контроль?

  5. Объясните своими словами значение термина «самоконтроль» в учебной деятельности?

  6. Владеете ли Вы навыками самоконтроля в учебной деятельности?

  7. Какой результат учебной деятельности Вы считаете «успешным»?

  8. От чего зависит «успех» в учебной деятельности?

  9. Оцените по 10-бальной шкале степень соответствия реального и желаемого результата вашей учебы (1 балл – реальный результат не совпадает с желаемым, 10 баллов - реальный результат всегда полностью совпадает с желаемым).

  10. Что необходимо сделать для преодоления затруднений в учебе?

По результатам исследования мы сделали вывод о том, что студентов, принимавших участие в исследовании характеризует:

- отсутствие единого мнения о необходимости контроля в учебной деятельности (54% отрицают необходимость контроля в учебной деятельности, подчеркивая его необъективность; 46% студентов считают что, без контроля, никто не будет учиться);

- понимание контроля в учебной деятельности в узком смысле, как внешней санкции, осуществляемой педагогом и необходимой для того, чтобы педагог узнал, насколько студент усвоил материал и поставил соответствующую оценку;

- представление об эффективности внешнего педагогического контроля в учебной деятельности;

- понимание самоконтроля как преодоление трудностей, исправление ошибок в ситуации неуспеха в учебной деятельности; ответственность за учебную деятельность в целом и за ее отдельные составляющие; «проверки знаний по предмету»; управления эмоциями, владения собой;

- недостаточная осознанность учебной деятельности, ее целей и результатов, отсутствие четких критериев оценки результата учебной деятельности;

- понимание зависимости успеха в учебной деятельности от самого студента, от его мотивации, знаний, способностей и качеств личности (ответственность, добросовестность, усердие и т.д.).

- признание несоответствия реально достигаемого и желаемого результата учебной деятельности;

- представление о том, что преодоление затруднений в учебе связано с волевым усилием («больше заниматься», «заставить себя лучше готовиться» и т.д.).

Таким образом, можно констатировать низкий уровень сформированности у студентов умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности студентов.

Решение данной проблемы связано с изменением стратегии управления учебной деятельностью студентов.

Первым компонентом этой реоргани­зации выступает сама личность педагога (как управ­ленца и организатора образования). Изменяется ее позиция в отношении к студенту, к себе самому. Педа­гог здесь не только носитель предметно-дисципли­нарных знаний, информации, хранитель норм и традиций, но помощник становления и развития студента, уважающий в нем личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания либо непонимания. Изменяется характер управления, воздействия на студента. Позиция авторитарной влас­ти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утверждается позиция демократического взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, вни­мания к позиции и инициативе студента, к росту его личности. Изменяется и позиция личности студента, которая центрируется не на результатах усвоения зна­ний и полученной оценке, а на активном взаимо­действии с преподавателем и другими студентами.

Второй компонент — изменение функции и строения знаний, которые осваиваются в вузе, и спо­собов организации процесса их усвоения. Знания дают человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представленными в духе современного информатизированного общества — как системные, меж­дисциплинарные, обобщенные. Процесс их усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой, конструктивной мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Третий компонент — ориен­тация не на индивидуальные, а на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений и общения.

Четвертый компонент связан с отказом от репрессивной, подавляющей, деструктивной роли контроля и оценок, с изменением критериев оценива­ния эффективности учения. Прежде все­го это отказ от оценки, в которой преимущественно фиксируется достигнутое студентом соответствие задан­ному образцу действия и поведения и карается всякое отклонение от образца. Оценка «за подобие», за соот­ветствие способна культивировать лишь конформизм, отсутствие индивидуальности. Кроме того, контроль и оценка, право на которые безраздельно принадлежит преподавателю, не формируют адекватных самосозна­ния и самооценки, без чего у студентов не создаются внутренняя свобода и психологическая устойчивость в ситуациях, требующих самоактуализации и инициативы.

Формированию умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности студентов способствуют:

  1. Применение преимущественно стимулирующих воздействий при управлении учебной деятельностью студентов. Управляя активностью студентов, педагог преимущественное внимание должен уделять не дисциплине в аудитории (дисциплинирующие воздействия), не оценке правильности выполнения задания (оценивающие воздействия) и не оптимальной организации деятельности студентов (организующие воздействия), а стимулировать собственную активность учащихся, их самостоятельный поиск, выбор и самостоятельное решение (стимулирующие воздействия).

  2. Развитие рефлексии и самосознания студентов, осознания ими собственной учебной деятельности через проведение бесед, в ходе которых обсуждаются такие аспекты: цели и конечный результат обучения; ответственность за собственную жизнь, развитие, обучение; успешность и критерии оценки учебной деятельности и т.д. обсуждение со студентами не только их успеваемости, но и развития их качеств и способностей.

  3. Применение педагогом метода содержательной оценки учебной деятельности. Содержательная оценка направлена, прежде всего, на анализ меры продвижения студента (сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним) и определение задач для дальнейшего продвижения. При использовании метода содержательной оценки на первый план выдвигаются достижения (успех студента), а не количество и качество его ошибок. Выявление ошибок несет второстепенное значение и обязательно сопровождается их анализом и исправлением. Содержательная оценка носит стимулирующий характер, побуждая студента к самоконтролю и самооценке, к дальнейшему развитию.

  4. Повышение развивающего и обучающего потенциала методов и форм контроля. Традиционно методы контроля выполняют проверочную функцию и «нужны» преимущественно педагогу, чтобы отследить успеваемость студента. Сам же студен не получает практически ничего. При особой организации методов контроля они могут выполнять обучающую функцию. Так например обучающий потенциал экзамена можно повысить, если организовать обсуждение студентами вопросов в микрогруппах, организацию дискуссии, применение творческих заданий (например, составление таблиц и схем по курсу), проведение экзамена в форме викторины, КВН, олимпиады и т.д.

  5. Передача функций контроля и оценки учебной деятельности от педагога самому студенту. Этот переход необходимо осуществить постепенно через совместное обсуждение критериев контроля и оценки; совместный контроль с педагогом и сокурсниками, в ходе которого студент обучается самоконтролю. Педагог выполняет функцию эксперта (консультанта, помощника).

Библиографическая ссылка

Майоров А.А. Развитие у студентов умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6479 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат