Заочные электронные конференции
 
     
"Закон" и торговые правоотношения восточных славян (первая половина VI в.)
Петров И.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Петров И.В., к. ю. н., доцент, профессор РАЕ

(Санкт-Петербургский университет управления и экономики)

«Закон» и торговые правоотношения восточных славян

(первая половина VI в.)

Древнейшее упоминание о «законе» как регуляторе торговых и денежных правоотношений восточных славян, содержится в сочинениях Прокопия Кесарийского. Указанный автор сообщает, что между 533 и 546 гг. «анты и склавины, оказавшись в ссоре друг с другом, вступили в сражение… В этой-то битве некий склавин захватил в качестве пленника одного из врагов… по имени Хилвудий… А примерно в это время анты, обрушившись на области Фракии, многих ограбили и поработили из тамошних ромеев… А одного из этих пленников случай привел к некоему человеколюбивому и кроткому господину… Явившись пред очи хозяина, он воздал ему хвалу за человеколюбие и твердо обещал, что будет ему за это много добра от бога и сам он ни в коем случае не окажется неблагодарным по отношению к человеколюбивейшему господину, напротив, если тот захочет внимать ему, советующему самое наилучшее, то вскорости сделается хозяином великих богатств. Ибо в племени склавинов находится в рабстве Хилвудий, бывший ромейский полководец, причем от всех варваров укрылось, кто же он. Если бы в самом деле хозяину захотелось выплатить цену Хилвудия и доставить этого человека в землю ромеев, то очень вероятно, что и доброй славой, и великими богатствами окружит его император. Сказав это, ромей сразу убедил хозяина и с ним появляется среди склавинов. Ибо варвары эти уже стали обмениваться послами и без страха общаться друг с другом. И вот, выплатив много денег хозяину Хилвудия, они купили этого мужа и сразу же возвратились вместе с ним домой. И когда оказались в своих местах, купивший пленника стал выспрашивать у этого человека, в самом ли деле он Хилвудий, ромейский полководец. И тот не отказался рассказать, что было, и все подряд пересказал в правдивой речи, мол, родом он и сам ант, а сражаясь вместе с соплеменниками против склавинов, тогда бывших им врагами, он попал в плен к одному из противников, а нынче же, поскольку вернулся в отчие места, то впредь и сам будет свободен, по крайней мере, по закону. И вот выложивший за него золото потерял дар речи и стал скорбеть, обманувшись в великой надежде» [4, 182-183]. Обратим внимание на терминологию Прокопия: византийский автор использует термин «номос», имеющий весьма сложную смысловую нагрузку, обозначающий как писанные, так и не писаные правила поведения. Например, в Книге VI.6 Истории войн готские послы подчеркивали правовой характер власти остготских королей: «Таким образом, получив на этих основаниях власть над Италией, мы сохранили и законы и политический строй ничуть не хуже, чем кто-либо из прежних императоров, и нет в сущности ни одного закона, занесенного ли в кодексы, или существующего без записей, который был бы издан Теодорихом или кем-либо другим, принявшим власть над готами» [3, 132-134]. Таким образом, Прокопием выделяются две формы «номос»: во-первых, занесенный в кодекс; во-вторых, существующий без записи. Надо полагать, что и в отношении славян термин «номос» мог быть использован в любом из перечисленных значений. Налицо существование «закона» в славянских обществах; возможно, Прокопий говорил об обычно-правовых нормах восточных славян. Следовательно, в славянских обществах к VI в. сложилась практика использования монетного золота при купле-продаже рабов; денежные операции ограничивались правовыми нормами (о существовании торговых обычаев западных славян упоминалось в одной из предшествовавших моих работ) [2, 31-36].

Это не единственное упоминание о торговых и финансовых связях восточных славян и Византии. Согласно тому же Прокопию Кесарийскому, Юстиниан, в обмен на город Туррис, землю вокруг него и обязательство оказывать Империи военную помощь против других народов, обещал антам «их одарить и помочь им в заселении, насколько в его силах, а также выплатить им много денег» [4, 185]. Анты объявлялись «энспондами» Империи, а потому обязанность последней выплачивать им определенные денежные суммы вытекала из договора этой восточнославянской группировки и Ромейской державы [1, 151-152].

Таким образом, древнейшее упоминание о «законе», как о регуляторе торговых и денежных правоотношений восточных славян (антов), содержится в сочинении Прокопия Кесарийского:

  1. Византийским автором описан договор купли-продажи, согласно которому одно лицо (склавин), передает в собственность другому лицу (анту) человека по имени Хилвудий, за что получает определенное денежное вознаграждение.

  2. Выплаты по договору осуществлялись золотом, вероятно, золотыми монетами.

  3. Из сообщения Прокопия Кесарийского следует, что в славянских обществах существовало правило поведения, согласно которому ант, проданный в рабство, но сумевший возвратиться в родные места, обретал свободу.

  4. Указанная правовая норма обусловила недействительность договора и освобождение Хилвудия.

  5. Византийский автор использует термин «номос» применительно к указанному выше правилу поведения, при этом (в других частях произведения) выделяются 2 его формы: 1) нормы, включенные в кодекс; 2) нормы, существующие без письменной фиксации. Сообщение Прокопия Кесарийского – одно из древнейших свидетельств источников о «законе» у восточных славян.

  6. В славянских обществах к VI в. сложилась практика использования монетного золота при купле-продаже рабов («выплатив много денег хозяину Хилвудия, они купили этого мужа»; «выложивший за него золото потерял дар речи»).

  7. Денежные операции ограничивались правовыми нормами (по словам византийского историка, ант, возвратившийся в отчие места, даже если он был продан ранее в рабство, «впредь и сам будет свободен, по крайней мере, по закону»).

  8. Это свидетельствует о возможности говорить не только об использовании византийского монетного серебра и золота в Восточной Европе, но также об определенной регламентации соответствующих денежных и финансовых отношений с первой половины VI столетия.

Список литературы:

1. Петров И.В. Торговое право Древней Руси (VIII - начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. – LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 496 с.

2. Петров И.В. Торговые обычаи западных и восточных славян во второй половине I тысячелетия н.э. и их трансформация в правовые обычаи // Мир юридической науки. Федеральный научно-теоретический журнал. – 2010. – №11. – С. 31-36.

3. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. Пер. П.С. Кондратьева. – М.: Арктос, 1996.

4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). 2-е изд. – М.: Восточная литература, 1994.

Библиографическая ссылка

Петров И.В. "Закон" и торговые правоотношения восточных славян (первая половина VI в.) // Формы государства и права в России и странах АТР.
URL: http://econf.rae.ru/article/6601 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат