По мнению Л. Л. Тимофеевой, в настоящее время личность, общество, государство к образованию предъявляют принципиально новые требования. Чтобы достичь главного результата образования - его соответствие целям опережающего развития, необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем.
В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст («Дальто-план», 1919 г., США). Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возраста:
Любознательность;
Наблюдательность;
Стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей 5 - 7 лет. Среди них можно выделяют:
непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
нерасчлененность на предметные области;
широкий спектр видов деятельности;
важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира - один из определяющих критериев успешности проектной деятельности.
В основе проекта лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько типов проектов. В дошкольном образовании:
Исследовательские проекты.
Творческие проекты.
Приключенческие, игровые проекты.
Информационные проекты.
Практико-ориентированные проекты.
Проекты также подразделяют по составу и количеству участников; по степени определенности результата; по срокам реализации; по тематике.
Для того, чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.
В работе Л. Л. Тимофеевой представлены примеры различных видов проектов, общая схема организации проектной деятельности, исследовательский проект, которые помогают понять и применить проектный метод воспитателям.
Литература:
Тимофеева, Л. Л.Проектный метод в обучении старших дошкольников // Дошкольная педагогика. - Январь. 2010. – С. 7 – 12.
Библиографическая ссылка
Демина, М. Ю. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6690 (дата обращения: 21.11.2024).