Заочные электронные конференции
 
     
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
Вильман Д.Н., Гаврилова Д.В., Кузнецова А.я.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Д. В. Гаврилова, Д. Н. Вильман.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

История педагогики является важнейшей составляющей педагогической науки. Изучение этой дисциплины имеет огромное значение для формирования профессионального мировоззрения студентов, позволяет им целостно представить будущую деятельность, прогнозировать ее результаты, выбирать профессиональные ориентиры, определять свое место в профессии и обществе.

По мнению автора, осмысление истории педагогики, анализ историко - педагогических феноменов предполагает обозначение системообразующих теоритических принципов. Современная ситуация в науке характеризуется сменой методологических ориентиров и, соответственно, актуализацией проблемы выбора новых идейных оснований, на которых целесообразно выстраивать изучение историко-педагогического процесса.Так, в качестве методологического фундамента исследований предполагаются несколько подходов:

  1. Цивилизационный

  2. Культурологический

  3. Антропологический

  4. Фактологический

Все многообразие представленных выше методологических ориентиров может быть сведено к двум основным позициям, теоритически оформившимся в девятнадцатом столетии и восходящим к позитивизму и герменевтике.

Более глубокое понимание современных процессов образования исходит из диалектики эпох, тем более что их развитие, протекавшее параллельно, способствует сохранению преемственности в идеалах и ценностях образования и преодолению негативных тенденций в образовательной политике.

Управленческая проблематика широко востребована в современной отечественной высшей школе, поскольку значимость управления в обществе общепризнана и является одним и является одним из основных факторов прогресса.

Любая отрасль знания, достигнув определенной степени развития, требует философского осмысления собственных оснований. Философия управления рассматривает аксиологические, гносеологические и методологические основания человеческой деятельности в процессах управления.

Управление как вид человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной деятельности людей. Любые достижения человечества были бы просто невозможны без управления.

В научной литературе существует достаточно много дефиниций термина «управление», различающихся степенью обобщения; но при всех различиях в определениях основными составляющими этого понятия являются объект, субъект, цели, средства, результаты и условия. В качестве синонима повсеместно используется слово «менеджмент» (management).

Современное управление представляет собой научную дисциплину, в которую входят, с одной стороны, положения фундаментальных научных теорий – в первую очередь математики, логики, психологии и т. п., – а с другой стороны – совокупность практических знаний и навыков, объединенных общей задачей управления достаточно разнородными объектами.

Сегодня управление глубоко вошло в культуру всех стран, причем руководители, управляющие, менеджеры выполняют, в принципе, одни и те же обязанности и функции.

Литература:

1. Диев, В. С. Современное управление: философские и методологические основания/ В. С. Диев// Философия образования. – 2008. – № 4. – С. 28 – 33.

2. Копыл, А. Н. О методологических основаниях истории педагогики и образования// Педагогика. – 2007. – №18. – С. 28 – 30.

Библиографическая ссылка

Вильман Д.Н., Гаврилова Д.В., Кузнецова А.я. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Современные проблемы теории и практики образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6840 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат