Заочные электронные конференции
 
     
РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКСПАНСИИ
Латышев В. А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКСПАНСИИ

Латышев В. А.

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Тюмень, Россия

В современной эпохе культурный обмен между различными странами занимает особенно важное место. Сфера международных отношений в сфере культуры содействует развитию многосторонних контактов, расширению кругозора и преодолению догм. С другой стороны, учитывая прикладной характер потока информации, который приходит вместе с событиями и смыслами иной культуры, это явление имеет и собственную специфику – культурное обезличивание. Ситуация культурно-информационной экспансии, в которую попадает молодой человек вне зависимости от своей профессиональной ориентации, зачастую создает определенную условность культурной самоидентификации, сминает национальные черты и утверждает массовые стандарты не только в музыке, кино, литературе, изобразительном искусстве, но и в поведении людей.

Интернационализация и ультра-космополитизм массовой культуры оборачивается ее денационализацией и унификацией национальных черт. Это может стать началом процесса, в ходе которого стираются насущно необходимые любой культуре самобытные характеристики и универсальное, органичное для ее носителей смысловое поле в целом. СМИ – едва ли не главное орудие формирования международного общественного мнения – превращаются в настоящий информационный оркестр. Даже специалистам-искусствоведам становится трудно «соблюдать дистанцию». Но для того, чтобы ощущать гармонию культурных парадигм, созвучную внутреннему духовному комфорту, необходимо находиться вне музыки, на оптимальном расстоянии от картины.

Индустрия культуры, как высокой, так и массовой, вплетенная в контекст всемирной «ризоматизации» человеческого общения, формирует мэйнстрим – плюрализм и участие в свободном обмене идеями. Однако понятие «обмен» предполагает взаимный интерес, адекватность и ценностную эквивалентность меняемого. Среди российской же молодежи – особенно это заметно на примере студентов творческих специализаций – изобилие информации вызывает нестабильный, изменчивый культурный климат. Активна роль потребителя информации, которая приходит из других культур, высока степень ее воспроизводства. Позиция продуцента смыслов в контексте собственной культуры пока по-прежнему «не добирает» актуальности. В подавляющем большинстве явления отечественного культурного горизонта лаконично квалифицируются как «ничего нового», «ничего особенного». Здесь, по-видимому, должна иметь значение харизма собственной культуры в массовом сознании, которая способна вывести ее на достойный уровень общественного сознания, – и это задача умных стратегий политики.

Взамопроникновение культур в ситуации каждого конкретного реципиента всегда имеет скрытый проблемный подтекст, особенно если речь идет о формировании личности и профессиональной компетентности студента. Осваивая некий культурный горизонт, воспринимая характерные для него способы выражения и модусы поведения, молодой человек может не осознавать до конца, что они предполагают различные исторические корни и свои, уникальные, краеугольные проблемы. Люди, которые сегодня заняты в индустрии искусства и создании образа современной культуры, признают, что в ХХ веке установилось достаточно жесткое требование: художник должен существовать в контекстах. «Первый контекст — история искусства. Художнику следует помнить, что до него уже были созданы миллионы произведений искусства, и должны быть какие-то основания для того, чтобы к этим миллионам прибавилось еще одно творение. Он должен стремиться стать частью сегодняшнего всемирного контекста. Сегодня арт-мир задает систему координат, в которой художник ищет свое место. Второе — он должен быть в контексте здесь и сейчас. Современная художественная среда — это мощный коммуникативный процесс, и чтобы участвовать в нем, надо владеть современными языками» (Марат Гельман «Как продавать искусство»).

Единая общеевропейская информационно-образовательная среда постепенно способствует глобализации образовательного пространства во всем мире, и в этой переходной ситуации университеты начинают активно исследовать процессы, которые происходят во всех сферах общества, и включаться в инновационную деятельность. Складывается новая модель университета – научно-образовательно-промышленный комплекс, который функционирует на основе сочетания сильной академической базы и множества высокотехнологичных структур.

Инновационная миссия университета и его роль «культурного индикатора» очень важна в сфере программирования регионального развития. Современная государственная стратегия направлена на воспитание мобильных специалистов, умеющих гибко применять полученную систему знаний, способных к созидательной деятельности в своей области, готовых к адекватному и безопасному межкультурному взаимодействию. В связи с этим существенно возрастает роль учителя, педагога.

Состояние неопределенности, динамичной трансформации, в которой находятся многие структуры и системы, в том числе и культура, требует от педагога научить студента приспособиться к этой неопределенности, опираясь на собственные силы, создавая и развивая собственное мнение. Это предполагает современный подход к образованию как к сложной многофакторной системе культурного мира. Учебный процесс должен обеспечиваться специальными процедурами и приемами, разработанными в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями понимания и смыслообразования, задействуя и традиционные общедидактические, и методические требования.

Расширенная задача педагога, преподающего теорию и практику творческих дисциплин, – дать культурные образцы ценностного отношения к миру. Он актуализирует тексты культуры, ориентируясь на избирательность восприятия молодого человека, с целью создания ценностно-смыслового опыта личности. Коммуникативное пространство создается таким образом, чтобы через взаимодействие и резонанс личностных смысловых позиций преподавателя и студента поддержать самоактуализацию студента. Для учащегося педагог – образец творческой деятельности, тот у которого можно учиться подходу к обучению и жизни в целом. Педагог и студент, каждый на своем уровне, выступают в качестве организаторов диалога и интерпретаторов культурного текста.

Основой ориентации в необъятном поле окружающей информации, без сомнения, являются разветвленная система культурных ассоциаций, толерантность, вариативность подходов к пониманию и методологическая компетентность в изучении культур – те аспекты культурологии, которые дает базовый курс университетского образования.

Однако существуют ориентиры, необходимые в современной культурной ситуации и являющиеся стимулом к ее модернизации, которые может привить только над-профессиональный, личностный, уровень и авторитет высококлассного педагога. Это ответственность за свой выбор, который понимается как сегмент духовного состояния; развитие творческой интуиции и формирование вкуса как проекции интеллекта и насыщенной культурной памяти на все сферы жизни; мотивированность познавательной деятельности в области культуры и осмысленное использование значимой информации, а также личностная эстетическая направленность и определенный культурный иммунитет.

3

Библиографическая ссылка

Латышев В. А. РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКСПАНСИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7022 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат