Заочные электронные конференции
 
     
Деятельность творческих архитектурных мастерских на Алтае на рубеже XX – XXI веков
Гречнева Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Деятельность творческих архитектурных мастерских на Алтае на рубеже XX – XXI веков

Н. В. Гречнева, аспирант факультета искусств

Научный руководитель - Т. М. Степанская, д. иск., проф.

Над храмовой архитектурой городов и сел Алтая с середины XVIII века трудились многие поколения профессиональных зодчих и просто гражданских инженеров. В конце XVIII столетия заводские архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов, которые были учениками и последователями известных архитекторов Д. Кваренги и К. Росси, в конце XIX начале XX века большой вклад в сооружение церквей внесли И. Ф. Носович, С. В. Хомич, проекты церквей присылались московскими и петербуржскими архитекторами. До 1917 года на территории Алтая действовало более 300 церквей, только в Барнауле их было 16. [ 4 ]

После отделения церкви от государства полностью прекращается церковное строительство, начинается политика их разрушения вплоть до конца 80-х годов XX века. Изменение политики государства в начале 90-х годов XX дало толчок для строительства новых храмов и реставрации сохранившихся памятников культового зодчества.

С середины 90 – х годов в Барнауле начинают создаваться независимые творческие архитектурные мастерские, что немедленно отразилось в архитектуре гражданской, а вот браться за объекты религиозного назначения не для всех оказалось простой задачей. Церковная архитектура - совсем не то, что архитектура гражданская. Она несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее другие функции, задачи, конструктивные особенности. Церковное здание нельзя строить только исходя из объемно-пространственных и стилистических соображений. Да и финансирование проекта тоже представляет огромные сложности, особенно в сельской местности, где без спонсоров пока просто не обойтись.

Одним из первых архитекторов, взявшимся за проектирование небольшого крестильного Богоявленского храма в Барнауле был С. А. Боженко. В начале девяностых годов в Барнауле было принято постановление о регистрации нескольких частных архитектурных мастерских. Две из них стали ведущими в области церковного зодчества на Алтае: это творческая мастерская П. И. Анисифорова, вице - президента Союза архитекторов России и мастерская ЗАО «Классика» под руководством А. Ф. Деринга, почетного архитектора России. За прошедшее десятилетие ими были спроектированы и возведены многие храмы и часовни, как на Алтае, так и за его приделами, даже на ледяном континенте, в Антарктиде.

В 1992 году мастерская «Классика» начинает разработку чертежей для строительства храма во имя св. благоверного князя Александра Невского в Барнауле. Трудные задачи стояли перед зодчими: за время многолетнего перерыва в строительстве храмов опыт их проектирования и строительства практически был утерян. Отсутствовали отвечающие современным требованиям научные принципы формирования храмов, удобных в эксплуатации, выразительных по архитектуре и соответствующие канонам православия. Проблемой было найти бригаду хороших каменщиков и других мастеров. По примеру столицы алтайские архитекторы обратились к наследию древнерусского зодчества, именно этот стиль в его интерпретациях стал основным при проектировании церквей и часовен. Проект храмового комплекса, созданный архитекторами А. Ф. Дерингом и С.И. Тисленко в традициях неорусского стиля победил в конкурсе и завоевал первое место. Строительство комплекса в настоящее время еще не завершено, возведена водосвятная часовня, крестильный храм и малая звонница, здание воскресной школы. В мастерскую поступают заказы на реставрацию культовых объектов, так в 1993 был создан проект реставрации Троицкой церкви села Тюменцево, началась реставрация Никольского храма в Барнауле, по старинным фотографиям был разработан проект реконструкции часовни св. князя Александра Невского на проспекте им. Ленина. Часовня была восстановлена, правда не совсем на том месте, где стояла раньше. Архитекторы мастерской спроектировали церковь Святой Троицы в Абакане (построена в 2007 году), в 1998 началось строительство, а в 1999 году была освящена часовня на Власихинском кладбище Барнаула во имя св. Дмитрия Донского, возведена часовня на Черницком кладбище. Одной из интересных построек мастерской «Классика» можно считать часовню святого равноапостольного князя Владимира на площади им. В. Баварина напротив речного вокзала в Барнауле. Часовня выполнена из красного кирпича в стиле старых московских храмов, по своим пропорциям и силуэту она удачно вписалась в окружающий ландшафт и гармонирует с краснокирпичным Знаменским монастырем, расположенным по соседству. Мастерская участвовала в конкурсном проекте на возведение часовни во имя св. Николая Чудотворца на святом источнике, был разработан проект церкви иконы Владимирской Божией Матери в поселке «Спутник» и проект церкви Андрея Первозванного по ул. Попова в Барнауле. За годы работы накоплен большой опыт проектирования и строительства культовых сооружений. Архитекторы мастерской не раз становились дипломантами конкурса «Золотая капитель»(2000 – 2010), ЗАО «Классика» - лауреаты муниципальной премии (2002), лауреаты демидовской премии (2005).

Свой стиль имеет ЗАО «Творческая мастерская архитектора Анисифорова», созданные здесь проекты отличаются оригинальной концептуальностью, интересным авторским решением и учетом градостроительной ситуации.

В мастерской работают настоящие профессионалы, выпускники Новосибирского инженерно-строительного института, Ташкентского архитектурного института, и др. ВУЗов. С момента своего основания архитектурная мастерская специализировалась на проектировании культовых объектов. Архитектором мастерской С. Г. Рыбак (руководитель проекта П. И. Анисифоров) была спроектирована и возведена первая в Антарктиде на станции Беллинсгаузен деревянная церковь Живоначальной Троицы (2001-2004). В настоящее время храм действует, туда даже специально приезжают пары для совершения обряда бракосочетания. В 1996 году был предложен проект С. Г. Рыбак храма Святой Троицы в селе Косиха Алтайского края, не менее интересен конкурсный проект храма Иоанна Богослова, выполненный автором в стиле неоклассицизма, жаль, что пока эти проекты не реализованы. По русской традиции часовни ставились на особо памятных местах, проект такой поминальной часовни был разработан и выполнен на месте гибели губернатора Алтайского края М. С. Евдокимова архитекторами Т. Ф. Дьяковой, П. И. Анисифоровым. В центре города Новоалтайска засверкал золотыми куполами храм Архистратига Божия Михаила (архитекторы мастерской Е. А. Назарова, Е. Г. Федорова 2005-2009), заказчик строительства Свято-Георгиевская церковь. В заключительной стадии строительства находится шатровый храм св. апостолов Петра и Павла в Белоярске (г. Новоалтайск)

Заказчиками строительства церквей в настоящее время выступают как епархия, так и частные предприниматели. В селе Новороманово по заказу фермеров Степановых возведен православный храм, в селе Малышев Лог – храм Архистратига Божия Михаила (заказчик строительства предприниматель Л. Е. Измалкова). В мастерской выполнены эскизные проекты по реставрации интерьера церкви Дмитрия Ростовского в Барнауле. Поступают заказы и из других регионов страны, выполнены проекты храмов для Оренбурга, Ижевска, Ямало-Ненецкого национального округа ( г. Лабытнанги), часть из них успешно реализована.

Кроме основных мастерских хотелось бы отметить творческую деятельность других архитекторов, которые внесли свой вклад в современную культовую архитектуру Алтая. В сквере Алтайского государственного технического университета по проекту архитектора С.Б. Поморова установлена православная часовня в честь Татианы Римской – покровительницы образования и студентов. По проекту И. Тимофеевой и К. Храбрых возведен храм Иоанна Богослова в индустриальном районе г. Барнаула. Не редкость увидеть в настоящее время на Алтае храмы и часовни построенные непрофессионалами, которые пытаются следовать традициям, но не имея специального образования часто искажают пропорции, упрощают форму и детали. Иногда заказчики сами выступают в роли архитекторов, в данном случае говорить о стиле и архитектурных достоинствах таких храмов невозможно. Конечно, необходимо готовить специалистов в области культовой архитектуры, тогда дальнейшее развитие храмостроения принесет новые интересные идеи и возможно гениальные открытия .

Библиографический список

  1. Всеобщая история архитектуры. – М. ; 1977. – Т. 11

  2. Степанская , Т. М. Архитектура Алтая XVIII- XX вв. Барнаул, 2006.- 568c.

3. Шульгина, Д. П. Региональные особенности архитектуры эклектики в российской провинции – М; 2010. – 178 с.

4. Энциклопедия Алтайского края, Т. 1 Барнаул, 1997.- 366 с.

5

Библиографическая ссылка

Гречнева Н.В. Деятельность творческих архитектурных мастерских на Алтае на рубеже XX – XXI веков // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7057 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат