Заочные электронные конференции
 
     
Сюжет ткачества как мифологическая первооснова процесса управления
Гулиус Н.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Н.С. Гулиус

доцент факультета психологии Томского государственного университета

Кафедра управления персоналом

Сюжет ткачества как мифологическая первооснова процесса управления

В числе передовых компетенций менеджера по персоналу – стратегической компетенции «управление в условиях неопределенности»1 - компетенция «создание собственных сетей для со-организации разных людей в выполнении общей задачи», «net-working», является определяющей еще и в том смысле, что указывает напрямую на этимологию слова «управление» - нить, веревка. Этимология слова «управление» помогает восстановить мифологическую первооснову процесса управления.

Образ нити, веревки в индоевропейской мифологии является символом структуры Вселенной (центр, Автор, Создатель, от которого тянутся нити ко всему сущему) и моделью ситуации, в которой находится человек во Вселенной.

Религиовед Мирча Элиаде так трактует амбивалентность этой ситуации: «Образ нити, веревки отражает как привилегированное положение (соединение с Богом, с космическим началом), так и положение жалкое, трагическое (человек оказывается прикованным к чему-то, его существование обусловлено, предрасположено). И в том и другом случае человек не свободен. Но в первом случае человек живет в постоянной связи со своим Творцом, а во втором он чувствует себя узником предопределенности, прошлого (суммой своих поступков)… Все сущее по природе своей произведено или «спроецировано», «соткано» Высшим разумом, и любое существование во времени подразумевает наличие «нити» или «управления»»2. Таким образом, два мира - мир высший и мир профанный, земной, - связаны отношениями управления.

Этимология слов «нить» и «управление» восходят к праиндоевропейскому языку, и закреплена в философии и языке древней Индии в слове «СУТРА». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона подтверждает идентичность этимологии слов «управление» и «нить» следующим текстом: «Сутры – санскрит – нить, шнурок, правило, руководство: священные книги древних индусов, философские трактаты и руководства разнообразного содержания»3. Таким образом, сутры в Индии – «указания, руководство в различных сферах общественной практики, управление различными сферами жизни»4.

В этом месте возникает древнейший сюжет взаимообусловленности и взаимовлияния текста на реальность и обратно. «Сутра – санскрит – правило, нить, руководство, веревка, - термин древнеиндийской философии, предельно сжатое высказывание, заключающее в себе, прежде всего, описание того, что есть в данном учении, то есть, тех понятий, в которых излагается данная система»5.

Феномен руководства, управления закреплен в тексте сутры, но для того чтобы осознать смысл сутры, необходим комментарий. И если сутры – священные тексты лаконичного характера становятся священными текстами в Индии, то тексты толкования сутр – комментариев к сутрам – это тексты профанные, современные, позволяющие обывателю приблизиться к смыслу священного текста.

Творец, говоря профанным языком - «управленец», в философии древней Индии держит нити или невидимые веревки, которыми прикреплены к нему Миры и существа, что он создал. Нить воплощает идею связи всего сущего на земле и связи Создателя и созданного им мира. ««Жить», таким образом, означает быть «сотканным» таинственной силой, что соткала Вселенную, Время и Жизнь, или же – быть соединенным невидимой нитью с Космократором (самим Богом). И в том и другом случае «жить» - значит зависеть от кого-то другого, значит быть им обусловленным. Этим «другим» может быть Бог или внеличностное начало»6.

Философские сутры в истории Древней Индии начали создаваться в период кризиса устной традиции. «В отличие от античных, евангелических текстов, создаваемых в расчете на понимание их современниками и лишь с течением времени становившихся малопонятными, сутры писались особым лаконичным языком, который мог быть понят только при наличии комментаторского текста. Последний как бы развертывает текст сутры на различных уровнях – от разъяснения значения отдельных слов до разъяснения смысла отдельных высказываний. Развитие комментаторской традиции шло по линии создания комментариев на комментарии»7.

В современной культуре создания текстов об управлении присутствуют исключительно тексты профанные, многочисленные интерпретации искусства управления8. В ситуации постмодернистской культуры такая картина мира представляется закономерной9: в мире произнесены уже все слова и ничего принципиально нового создано быть не может. Человеку остается бесконечно создавать комментарии к комментариям, стремясь всякий раз показывать новые нюансы и акценты уже существующей непреложной истины об искусстве управления. Таким образом, можно предположить, что существует некая исходная сутра об управлении, в которой произнесена исходная истина. Чтобы каким-то образом отнестись к этой гипотезе, необходимо обратиться к образу творца – автора – руководителя и интерпретатора и к той силе, которая заставляет его создать свой текст.

Цель управления, таким образом, согласно сутрам об искусстве управления, - вдохновить людей профанного мира последовать примеру духовного учителя. Духовный учитель при этом сам демонстрирует свою ловкость и «способность к регенерации в обновленном виде через символическую смерть (свою или какого-нибудь смельчака)»10.

На этом, кстати, построен трюк, вошедший в мировую цирковую программу – расчленение тела человека, а затем воссоединение частей его тела – так называемое «rope-trick» = «чудо веревки»11 (по иным версиям тело испытуемого находится в коробке, части которой разъединяют, демонстрируя независимое существование головы и тела). Такой трюк – один из этапов древнего искусства управления, где:

1. Восхождение учителя по веревке вверх (по оси Вселенной), в профанном мире – восхождение по карьерной лестнице;

2. Расчленение ученика (символическая смерть), в профанном мире – символическое расчленение смыслов, анализ вклада сотрудника (антоним слову «синтез»);

3. Спуск учителя на землю и оживление ученика, в профаном мире – вдохновение сотрудника на новый виток работы.

«Чудом веревки» владели брахманы, маги, в профанном мире – это профессиональные управленцы и бизнес-консультанты, чья задача – расчленить старое, отжившее, и придать новый смысл, объединив части в новом порядке. Учитель, в профанном мире - талантливый менеджер, получает тайные знания об искусстве управления через нити, сеть, через осознание связи со всем существующим в мире. Такой уровень управления дается людям, осознающим связь с другими людьми и всем миром.

Суть управления, таким образом, во взаимозависимости творца, его замысла и того мира, который он творит, - в особом искусстве «связывать» людей, идеи, сопрягать совместные усилия для достижения цели. И способы достижения такого мастерства опять же находим в языке – это и йога, чья этимология восходит к слову «ярмо», «веревка», «соединение»12. Это и связь человека с самим собой, с людьми и миром, это и искусство коммуникации (от лат. сommunicio – «связываю», «нахожу общее»), в осознании метафоры свободы-несвободы в мире, храбрости жить в мире, где важно сохранять баланс и быть ответственным перед собой и другими людьми.

Сюжет ткачества в качестве метафоры управления людьми наблюдается во всех направлениях индоевропейской мифологии: в шаманизме, в буддизме, в древней Греции и мифологии европейских народов: Нить Жизни, сотканная богами-пряхами (кстати, в основном, женщинами) в индийской мифологии; «золотая нить» в мифологии Древней Греции как олицетворение связи человека и Космоса.

Платон в «Законе» пишет13: «Рассмотрим каждого из нас – одушевленное существо, - как марионетку, изготовленную богами. Потяни за нити, и мы начнем действовать, а потяни в другую сторону, и нас уже влечет в противоположную сторону к прямо противоположным действиям... В действительности же существует лишь одна нить, которой мы должны всегда действовать, если она приведена в движение, от нее же ни в коем случае нельзя освобождаться, хотя напряжение других, бывает, желательно ослабить, и нить эта не что иное, как золотая и священная нить разума…»14. Платоновский образ золотой нити восходит к нити Зевса, с помощью которой он мог притянуть любую вещь и с помощью которой однажды устроил перетягивание каната, соревнуясь с богами, как в «Илиаде» Гомера.

Осознание своей золотой нити, согласно Платону, возникает только тогда, когда человек берет на себя ответственность за все произошедшее в его жизни, ответственность за то, что он сам является результатом своих собственных ритуальных актов, что человек связан с самим собой.

Таким образом, нить веревка несет семантику создания своего поля, пространства влияния и людей-единомышленников; в глобальном смысле является символом осмысления человеческой жизни и человеческой судьбы. В моменты, когда человек осознает свою собственную экзистенциальную ситуацию, то есть только ему лишь присущий способ существования в Космосе. Метафора качества связи и взаимообусловленности с другими людьми может стать основой такой личностной и экзистенциальной рефлексии.

1 Спенсер Лайл М. Компетенции будущего. М. 2010.

2 Элиаде М. Нити и марионетки // Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. Спб.: Университетская книга. 1998. С. 303.

3 Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1901. Т. XXI. С. 126.

4Пятигорский А. Сутра. // Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1975. Т.5., С. 164.

5 Пятигорский А. Сутра. // Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1975. Т.5., С. 164.

6 Элиаде М. Нити и марионетки // Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. Спб.: Университетская книга. 1998. С. 301.

7 Философская энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1970. Т.5. С. 164.

8 Здесь и многочисленные тексты по частным практикам управления, например: Зифа Димитриева Школа менеджмента. Спб., Речь. 2008. 235с., и текст Ли Якокки «Карьера менеджера», С.Ф. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» (последние две с электронного поратала HR-Portal: Сообщество HR-Профессионалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru, свободный); Виханский О.С. Менеджмент: [учебник] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономист, 2005. – 669 с. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке : Учебное пособие / Питер Ф. Друкер; Пер. с англ. Н. М. Макаровой. – М.: Вильямс, 2001. – 207с. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления : Опыт лучших компаний: Перевод с английского / Томас Питерс, Роберт Уотермен; Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. – М.: Прогресс, 1986. – 423с.

9 Об этом см. Курицын В.М. Новая первобытная культура // Новый мир. 1992. №2. С. 225-232.; Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия.. - М.: Интрада. 1998. - 254 с.; Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. №3; Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. 1996.; №8 Ледерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир. 1993. №7. С. 235.

10 Элиаде М. Нити и марионетки // Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. Спб.: Университетская книга. 1998. С. 301.

11 Перевод М. Элиаде в своей статье «Мефистофель и Андрогин». Спб. Университетская книга. 1998. С. 305.

12 Мирча Элиаде так трактует этимологию слова «йога»: «Йога» является совершенным средством для освобождения от рабства, которым является человеческое существование. Термин «йога» в некотором смысле указывает на действие связывания: санскритский корень «yuj» (соединять) связан также с латинским jungere, Jugum и jug (ярмо). Это становится понятным, если вспомнить, что йога прежде всего является техникой взаимоподчинения органов тела человека его психоментальным способностям. Речь, таким образом, идет о соединении активности органов и психо-ментального потока, этот же латинский термин jukta (соединение) обозначает состояние единения с Богом» - там же, С.315.

13 Платон Законы (под ред. А.А. Тахо-Годи). М. Мысль. 1999. 830с.

14 Платон. Законы (под ред. А.А. Тахо-Годи). М. Мысль. 1999. 830с.

Библиографическая ссылка

Гулиус Н.С. Сюжет ткачества как мифологическая первооснова процесса управления // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7196 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат