Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает определенный «социальный фон» жизни людей.
Переход к рыночным отношениям в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи.
Молодежь составляет примерно 40% трудоспособного населения России. Если учесть, что на возраст 15-29 лет приходится, лишь треть всего трудоспособного периода в жизни человека, можно считать, что трудовые ресурсы в России являются относительно молодыми.
В современных условиях развития российского рынка труда наблюдается устойчивая тенденция увеличения безработицы среди молодежи. Так, согласно официальной статистике Министерства образования и науки на 2005 год, процент молодых людей занятых в экономике России составил - 24,5% от общего количества занятых граждан. Из них, лица в возрасте до 20 лет составили - 1,9%, от 20 до 24 лет - 9,7%, от 25 до 29 лет - 12,9%. Среди незанятого населения, количество молодых граждан составило - 41,4%. Среди них 10,5% - лица до 20 лет, 17,9% - люди в возрасте от 20 до 24 лет и 13,0% - граждане от 25 до 29 лет. Приведенная статистика свидетельствует о том, что среди молодежи наибольшие трудности при трудоустройстве испытывают граждане в возрасте от 20 до 24 лет.
И хотя молодые люди в силу своих возрастных особенностей являются носителями передовых идей, они не всегда могут реализовать себя в производственной сфере. Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте до 29 лет.
Среди основных факторов, существенно влияющих на безработицу молодежи можно назвать следующие:
– демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения;
– экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы, которая охватывает более четверти работающей молодежи. Все более заметной становится потребительская модель жизни.
– образовательные факторы, когда продолжается подготовка по профессиям, которые в дальнейшем не пользуются спросом на рынке труда.
В современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.
Молодежь, несмотря на то, что быстрее приспосабливается к изменениям, более мобильна, охотно приобретает новые знания, часто сталкивается с трудностями при вхождении на рынок труда. Основными проблемами являются отсутствие опыта работы, несоответствие навыков и знаний, полученных в учебных заведениях, требованиям, предъявляемым работодателем.
В последнее время отмечается стремительный рост престижности высшего образования среди подростков. Многие молодые люди в России запрограммированы на получение высшего образования, даже если после окончания вуза они не смогут найти работу по специальности. Массовость высшего образования главным образом связана с общественно-экономическим развитием современной России. Рыночные отношения, потребовавшие большего количества высококвалифицированных кадров, определили и стратегию образования в стране. Ориентированность исключительно на запросы рынка труда современных вузов имеет ряд негативных последствий, которые, как отмечают специалисты, уже сегодня дают о себе знать.
Молодые люди выбирают, как правило, место своей учебы не для получения профессии и специальности и дальнейшей работы по ней, а для получения базовых знаний и выбора среди целого спектра профессий. Так, большая часть молодых специалистов работают не по специальности. Причины этого состоят в следующем: существует противоречие между традиционной ориентацией на подготовку по определенным профессиям и постоянно меняющимся производством; устаревшие программы подготовки многих учебных заведений, переход на платное образование; ослабление связи между базовыми учебными заведениями и предприятиями, отказ от системы распределения; недооценка социальной ориентации молодого человека, его подготовки к работе в новых социально-экономических условиях.
Среди специалистов и служащих предложение превышало спрос на инженеров по различным видам деятельности, экономистов, юристов. Но даже те, кто имеет по диплому вполне востребованные профессии, по ним не работают. Это связанно, в первую очередь, с нежеланием работать по данному профилю, так как им не нравится эта работа, она не приносит никакого морального удовлетворения, требует огромных энергетических и психологических затрат.
В рыночных условиях в любой сфере жизнедеятельности все строится на товарно-денежных отношениях: любую услугу, средство, ценность можно купить и продать. Поэтому в современном мире основную роль играют материальные ценности. От наличия или отсутствия денег напрямую зависит благополучие и положение человека в обществе. Основным источником дохода трудоспособных граждан является заработная плата.
В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи.
Дифференцирующим критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1), в госструктурах – 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить, что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.
Социологические исследования подтверждают тенденцию переориентации молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным: лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда. Возможность профессионального роста находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше чем девушки выделяют значимость дохода (зарплаты) и профессионального роста. Далее следует независимость. Следовательно, работа весьма важна для идентификации девушек. Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, общественной полезности, служа источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и не приносит удовлетворения.
Анализ структуры доходов и расходов молодежи показывает, что в настоящее время усиливается противоречие между естественным стремлением молодых людей к экономической самостоятельности и возрастанием ее материальной зависимости от родительского поколения. С переходом к рыночным отношениям государство переложило заботу о молодежи на плечи родителей, лишив большинство молодых людей собственного устойчивого материального положения.
Для определения трудового поведения молодежи представляется целесообразным рассмотреть особенности положения молодых людей на рынке труда по возрастным группы: 14-17 лет, 18-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации.
Молодежь с 16 до 18 лет (подростковая группа) в большинстве своем состоит из учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
Одним из основных средств повышения экономической активности и конкурентоспособности молодежи является вторичная занятость студентов. В последние годы многие студенты сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой – в среднем около трети студентов дневных отделений.
Среди работающих студентов 83,6% считают, что им удается успешно или сносно сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться. Среди опрошенных 15,2% работающих студентов ответили, что «часто» пропускают учебные занятия в вузе из-за работы, половина – «время от времени» или «довольно редко», треть – «практически никогда». Чаще всего студенты работают 3-4 дня в неделю (35,6%), однако более четверти (28,2%) заняты ежедневно. Днем работают 42,9% студентов, по вечерам – 44,1% и в ночное время – 17,5%. У 56,2% работающих студентов «необходимость быть на работе» – наиболее частая причина пропуска аудиторных занятий в вузе, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов. Студенты, работающие по специальности, учатся несколько лучше своих неработающих сокурсников.
Вторичная занятость имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы данной занятости заключаются в том, что она позволяет не только улучшить материальное положение студентов, но и дает возможность освоить им особенности трудовых отношений, а также приобрести опыт общения в трудовом коллективе, ознакомиться со своими трудовыми правами и обязанностями. Отрицательные стороны совмещения учебы с работой заключаются в двойной загруженности студентов. Если работа осуществляется в ночное время, то, как следствие происходит нарушение биоритмов организма, что приводит к повышенной раздражительности и утомляемости, а это напрямую сказывается на ухудшении физического здоровья человека, его успеваемости в вузе.
Заканчивая профессиональное обучение, большинство молодежи стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста.
На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности»,связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
Среди основных причин неэффективного трудоустройства выпускников можно выделить следующие: низкая конкурентоспособность молодежи, отсутствие у молодых четкого представления о том, на сколько их знания и навыки востребованы в данный момент, слабая социально-экономическая активность молодых людей, невостребованность полученной профессии на рынке труда.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Молодого работника в этом возрасте характеризует стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях.
Подавляющее большинство (более 80%) молодежи достигает профессиональной зрелости и экономической самостоятельности лишь к 30 годам, то есть практически за пределами молодежного возраста. Высокий уровень профессионального статуса по таким его характеристикам, как квалификация, заработная плата, удовлетворенность работой, отмечен лишь у десятой части работающей молодежи. Большинство молодых людей по этим характеристикам занимают маргинальное положение в профессиональной структуре.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что молодые люди на всех возрастных этапах своего развития испытывают ряд трудностей в сфере трудовых отношений. Преодоление этих трудностей требует от молодого человека много сил, энергии, времени и затрат. Быстрое решение проблем в сфере занятости молодежи зависит от того, насколько молодой человек готов к использованию различных вариантов поиска работы, и как хорошо он владеет своими ресурсами (внутренними и внешними).
Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами: недостатком у молодежи профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; стремлением части молодежи совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для предприятия; нежеланием предпринимателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи; низким уровнем активности и предприимчивости молодежи при решении вопросов трудоустройства; низким уровнем информированности о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности; отсутствием у части молодежи готовности работать в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации.
Согласно данным социологических исследований, в последние годы в нашей стране наблюдается существенная напряженность на рынке труда. Снижение жизненного уровня населения в целом повлияло на рост мотивации трудоустройства молодежи, в том числе несовершеннолетних граждан.
Для улучшения положения молодежи на рынке труда, необходимо: изменить процесс согласования учебными заведениями всех уровней объемов и профилей подготовки специалистов; создать механизм тесного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и организациями, обеспечить стимулирование работодателей; развивать систему информационного обмена между всеми структурами, заинтересованными в развитии экономики региона, путем создания высококвалифицированного трудового и интеллектуального потенциала.
Арефьев А. Поколение которое теряет Россия // СОЦИС, 2008. – № 8. – С. 97-105.
Архипова Н.И., Генкин Б.М., Кононова Г.А., Горелов А.Н., Джурабаев К.Т. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М., 2009
Волков С.А. Эзотерика и ценностный мир молодого человека в современной России // Социально-гуманитарные знания, 2003. – № 1. – С. 296-306.
Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз-производство» // Высшее образование в России, 2002. – № 5. – С. 116-121.
Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Библиографическая ссылка
Усманова Э.З., Рабцевич А.А. Проблема занятости и безработицы молодежи
в современном обществе
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7315 (дата обращения: 22.12.2024).