Заочные электронные конференции
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 
     
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Вишневская Г.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПОДГОТОВКА студентов-заочников К самостоятельной работе при изучении иностранного языка

Умение осуществлять самостоятельную работу – важное качество любого профессионала, особенно в годы усиленного развития новейших технологий и компьютерной техники, которые затрагивают все сферы жизни в период становления информационного общества. Само свойство информации предполагает ее постоянное обновление, а людей вынуждает не отстать в понимании и применении этой информации в своей профессиональной деятельности и требует от человека умения самостоятельно усваивать новые знания и навыки.

Самообразование как вид деятельности используется людьми давно, но особое значение оно приобретает в годы неких переломных исторических моментов, в годы подъема и развития каких-либо общественных движений, в годы кризисов, когда одни парадигмы общественной жизни приходят на смену другим, когда обостряются противоречия, в том числе, и в образовании. Самообразование в этом случае может выступать одним из средств разрешения этих противоречий.

В научной литературе проблеме самообразования посвящены исследования таких авторов как И.И. Малкина, Н. И. Пидкасистого, Б. П. Есипова, Г. И. Щукиной, Е. Н. Ястребцевой и др. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не существует однозначного подхода к определению самообразования. Некоторые авторы подчеркивают его познавательную сущность (А. К. Громцева, Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско, И. А. Редковец, Н. Д. Хмель и др.), тесную связь с самовоспитанием личности (А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Б. Ф. Райский и др.), ее совершенствованием на основе систематической и целенаправленной деятельности, связанной с социальными условиями (А. Я. Айзенберг, В. Б. Бондаревский и др.). Самообразовательная деятельность рассматривается в ряде исследований как процесс (А. В. Баранников), как средство поиска и усвоения социального опыта (Г. Н. Сериков), как процесс приложения самообразовательных умений к освоению определенных элементов социального опыта (Ю. Е. Калугин).

Взаимосвязь самообразовательной деятельности и познавательной деятельности также является одной из проблем, на исследование которой обращается внимание в педагогической науке. Один из подходов основан на взаимосвязи мотивации и способов освоения новой информации и включает в себя несколько уровней взаимодействия самообразовательной и познавательной деятельности:

  • подготовительный уровень самообразовательной деятельности – ориентировочный – когда учащийся осваивает новую информацию, имеющую для него ориентировочный смысл. Это различные факты, которые лишь на короткое время привлекают к себе внимание. Здесь познавательная деятельность учащегося носит ознакомительный, ориентировочный характер;

  • уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений при формирующемся познавательном интересе и неярко выраженной потребности;

  • уровень оформившейся самообразовательной деятельности по системному усвоению знаний и умений, побуждаемой интересом. Познавательной сформированной потребностью и развитыми умениями;

  • уровень, при котором регулярность и мотивы занятия самообразованием обусловлены познавательными интересами и образовательными потребностями.

Все приводимые мнения достаточно полно характеризуют рассматриваемый термин, но нам представляется необходимым учесть еще два момента. Во-первых, всякая образовательная система, помещаемая в образовательной пространство, создается для реализации деятельности участников образования. Во-вторых, зачастую человек обращается к самообразованию в силу неких внутренних побудительных мотивов, связанных как с саморазвитием человека, так и с его потребностью познать себя, свою духовную сущность и самореализовываться и как личность, и как специалист-профессионал.

Принимая во внимание все вышеизложенное, под самообразованием будем понимать такую деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех от ношениях.

Очевидно, что процессы образования и самообразования неотделимы от той социальной среды, в которой они реализуются. Это отмечают А. Я. Айзенберг, Б. М. Бим-Бад, А. К. Громцева, Ю. Е. Калугин, Г. Н. Сериков [1, 3, 4, 5, 6] и др. Профессиональное образование ориентировано на становление самостоятельного самообучающегося человека и включает основные элементы исторического, культурного, нравственного, трудового, социального и самообразовательного опыта личности.

Многие авторы считают, что для осуществления человеком самообразовательной деятельности необходим некий предварительный этап, который Г. И. Берецков [2] называет пропедевтикой самообразования, понимая ее как подготовительный курс, процесс – особый вид образования, включающий целенаправленные действия педагога или другого компетентного лица по формированию определенных знаний, навыков и умений самообразовательной деятельности, культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на освоение наиболее рациональных способов повышения своего общего и специального образования, общественно значимых и полезных для данной личности.

О роли управления преподавателями самообразованием студентов говорится в работах Л. В. Жаровой, И. О. Котляровой и др., необходимость педагогического руководства отмечают И.И. Ильясов, В. Я. Ляудис, Б. Ф. Райский и др.

Важность педагогического управления на подготовительном этапе к самообразованию отмечают также Н. Ф. Хмель и Н. А. Иванова [7], которые выделяют не только интеллектуальную и организационную стороны, но существенную роль отводят и психологической составляющей студента. Они считают, что подготовка студентов к самообразованию проходит несколько этапов, на каждом из которых педагогическое управление должно иметь качественно новое содержание. Авторы выделяют три стороны подготовки к самообразовательной деятельности – психологическую, интеллектуальную и организационную.

Существует другой подход, опирающийся на некую совокупность необходимых для реализации самообразовательной деятельности свойств личности. Такое состояние человека ряд авторов называет готовностью личности к самообразованию.

Взяв за основу введенные Г. Н. Сериковым [6] положения о готовой к самообразованию личности, определим это свойство человека как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию. Именно такая личность будет представлять ценность для общества и, в конечном счете, о ней можно говорить как о состоявшейся в профессиональной, социальной, духовной и других сферах жизни.

Указанное свойство личности – готовность к самообразованию, можно считать тем адаптационным механизмом, которое необходимо вчерашнему выпускнику вуза для наиболее безболезненного перехода к профессиональной деятельности, для становления его как специалиста-профессионала, овладевшего соответствующей образованностью.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования и подготовки обучающихся к самообразованию показал актуальность исследуемой проблемы на сегодняшний день, особенно в свете обсуждаемого возможного реформирования высшего образования в условиях информатизации общества. В такой ситуации актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному самообразованию в ответ на непрерывно изменяющиеся внешние условия профессиональной и экономической сферы деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений. При этом ценность и конкурентоспособность специалиста часто напрямую связаны с его умениями и готовностью к самообразованию.

Список литературы

1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. 128 с.

2. Берецков И. Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1982. С. 6–7.

3. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3–8.

4. Громцева А. К. Самообразование как социальная категория: учеб.-методич. пособие к спецкурсу. Л., 1976. 144 с.

5. Калугин Ю. Е. Связующие элементы образования и самообразования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. 104 с.

6. Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1991. 232 с.

7. Хмель Н. Ф., Иванова Н. А. Организация самообразовательной работы студентов. Алма-Ата: АГПИ, 1971. 48 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Л. П. Вишневской и Г. В. Вишневской

«Самообразование как психолого-педагогическая проблема»,

представленной для публикации в журнале «Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского» в разделе «Общественные науки» (педагогика)

Рецензируемая работа отражает современный этап развития системы образования в России, который характеризуется переосмыслением цели деятельности высшей профессиональной школы, а именно – перемещением центра тяжести обучения, направленного в основном на передачу максимального объема знаний студентам, в сторону развития их познавательной активности и самостоятельности, которая формируется, прежде всего, через активизацию самостоятельной работы и самообразования.

В период становления информационного общества рост объемов информации и их непрерывное изменение и обновление требуют от выпускников вузов готовности к мобильному изменению функций в профессиональной деятельности, способности перестраивать ее и характер работы непосредственно в этой деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений. При этом ценность и конкурентоспособность специалиста часто напрямую связаны с его умениями и готовностью к постоянному пополнению и обновлению своей образованности и квалификации, что, в свою очередь, требует от личности способностей к самообразованию. Иными словами, существует социальная востребованность в специалистах, готовых к самообразованию.

В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психолого-педагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение, актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному самообразованию.

Достоинством статьи является ее практическая направленность, выражающаяся в том, что авторы уточняют сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращают внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования.

Считаю целесообразным публикацию статьи Л. П. Вишневской и Г. В. Вишневской «Самообразование как психолого-педагогическая проблема» в журнале «Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского» в разделе «Общественные науки» (педагогика).

канд. филолог. наук,

зав. кафедрой филологии

филиала Московского

эколого-политологического

университета в г. Пензе Л. Н. Кучерова

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Вишневская Г. В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков (межфак) ПГПУ им. В. Г. Белинского.

Вишневская Л. П. – доцент кафедры иностранных языков (межфак) ПГПУ им. В. Г. Белинского.

Место работы: 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, ПГПУ им. В. Г. Белинского

Контактные телефоны: 34-04-38, 8-906-399-78-21.

Электронная почта: assol@pnz.ru

Библиографическая ссылка

Вишневская Г.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Самостоятельная работа студентов в процессе дистанционного обучения иностранному языку.
URL: http://econf.rae.ru/article/7417 (дата обращения: 23.08.2019).



Сертификат Получить сертификат

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ – 5

Вишневская Л.П.
20:15, 4 февраля 2013
Очень актуальная и своевременная статья в контексте модернизации высшей школы.
Марк Б.
20:56, 11 февраля 2013
Интересный материал. Спасибо.
LqlMqIlm
02:21, 20 августа 2013
If you want to get read, this is how you shuold write.
YcWGiFZzu
20:07, 25 августа 2013
A perfect reply! Thanks for taking the trueolb. http://rxppmero.com [url=http://spfixz.com]spfixz[/url] [link=http://qbrxedc.com]qbrxedc[/link]
5hPl1qZQftB
04:04, 28 августа 2013
Boom shalakaka boom boom, problem solved.

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст комментария
Антиспам проверка