Заочные электронные конференции
 
     
ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ
Железникова Н.П.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ

В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ

Выполнила аспирантка

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Н.П. Железникова

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская

Печатные иконы стали неотъемлемой частью церковного убранства. Однако появление такого рода икон имеет свою историю и особенность.

В конце 18 века в 1794 г. в Германии был изобретен совершенно новый способ тиражирования черно-белых изображений, называемый литографией. Способ изготовления подобных икон был довольно трудоемкий. Мастером- гравером выполнялось несколько отдельных изображений (до 6 и более) на специальном литографическом камне. Каждый камень имел только гравированный рисунок соответствующий одному цвету. После изготовления и подгонки всех необходимых камней с предполагаемым рисунком, каждый из них путем печати оставлял на бумаге соответствующий цветной рисунок. Далее на это же изображение накладывался другой камень с другим рисунком и цветом и так до последнего камня. В конечном итоге получалось цветное изображение. От мастерства мастера зависело количество градаций оттенков первоначальных цветов.

В начале 19 века появляется новый способ печати – хромолитография, позволяющий делать изображения цветными.

ВРоссии подобное производство было организовано в 30-40-х гг. 19 века преимущественно при монастырях. Выпускаемые яркие печатные иконы сразу же стали пользоваться спросом среди населения. Этому способствовало так же желание иметь в доме как можно больше икон. В 1858 г. в с. Мстера Владимирской губернии появляется провинциальная литографическая мастерская под руководством И.А. Голышева, она закрылась к концу 19 в., не выдержав конкуренции крупных типографий таких как Е. Фесенко и И.Тиля в Одессе, Н.Т. Корчак-Новицкого в Одессе, товарищества И.Д. Сытина в Москве.

По мнению О.В. Стародубцева, автора книги «Церковное искусство», развитие подобного рода производства вело к угасанию исконного иконописного промысла. Это подтверждала и Н.П. Кондаков. Во время посещения Киева он отметил, что иконописание «доходит до грубой мазки» и не пользуется спросом. Подобная конкуренция с яркими печатными образами разоряла иконописные центры. В свою очередь печатная продукция имела и ряд проблем. Самой серьезной, из которых являлось проникновение в иконографию католических и протестанских мотивов. К тому же бумажные иконы были недолговечны. Эти и другие факты привели к тому, что в 1902 г. Указом Священного Синода, запрещалось печатать иконы при церквях и монастырях, и усиливалась церковная цензура за качеством печатных икон на типографии. С этого времени на всякой печатной иконе должна была присутствовать надпись о благословлении и дозволение к печатному производству.

Тысячи печатных икон выпущенных во II половине 19 в. нач.20 века разошлись по всей Российской империи. Эти святые образы находились в домах различных слоев населения, а с началом революционных бурь, иконы напечатанные на бумаге, заменяли писаные образы, так как их легче возможно было скрыть во время обысков и уничтожения.

В последствии, со многих из них делались любительские снимки, которые распространялись среди верующих и помещались в домашние иконостасы.

Нашли свое место хромолитографические иконы и в музейных экспозициях.

Музей «Истории Православия на Алтае» располагает небольшой коллекцией икон напечатанных в технике хромолитографии. Среди них стоит отметить иконы, переданные иереем Георгием Балакиным, благочинным Горно-Алтайского округа: икона Пресвятой Богородицы «В скорбях печалях утешение», икона Святого великомученика Георгия Победоносца», икона Святого преподобного Онуфрия.

Икона Пресвятой Богородицы «В скорбях печалях утешение»(ил.1) является печатным списком с афонской чудотворной иконы.

Эта чудотворная икона была келейною собственностью основателя общежительного Новорусского Андреевского скита, первого игумена Виссариона, и поднесена им в дар и благословение братства сего скита при открытии оного в 1849 году 11 октября. Она составляет собою створчатые складни, на дверках которых изображены: св. великомученик Георгий и Димитрий Солунский на конях; святители: Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский, чудотворцы. На самой иконе внизу изображены св. Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и преподобный Онуфрий, а по сторонам Божией Матери: св. Иоанн Предтеча и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. В этой иконе хранятся частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобного мученика Михаила; из числа избиенных в обители св. Саввы Освященного – новых преподобномучеников; Игнатия, Евфимия и Акакия.

Афонское замечательное византийское письмо и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой иконы.

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» неоднократно находилась в России и прославилась многочисленными чудотворениями и благодатными исцелениями страждущих душевными болезнями. По усердию благочестивых жертвователей икона украшена несколькими ризами, из коих одна золотая, с драгоценными камнями.

Празднование в честь сей чудотворной иконы совершается 19 ноября. Эти иконы были отпечатаны в Одессе. Икона Пресвятой Богородицы в 1895 г. в типографии В. Тиль и К, икона Святого великомученика Георгия Победоносца в типографии Фесенко Е.И. в 1902 году. Дата печати иконы Святого преподобного Онуфрия отсутствует в виду утраты этой части листа.

Икона Пресвятой Богоматери Казанской (ил.2) была преподнесена в дар музею прихожанином Богословского храма г. Барнаула С.И. Нестеровым. Дата печати этой иконы – 1918 год. Отпечатана товариществом И.Д. Сытина г. Москва.

Очень интересный образец иконы «Воскресение Христова» с двунадесятыми праздниками выпущен издательством торгового дома Е. Коновалова и Ко. Она состоит из нескольких малых изображений.

Иконы двунадесятых праздников расположены по периметру и имеют богатый барочный орнамент. В центре иконы помещен торговый знак издательства - раскрытая книга на оливковой ветви, чаша и крест. Икона помещена в киот и наглухо запечатана, что затрудняет более детальное исследование изображения, но благодаря этому данная икона не имеет значительных утрат.

Хорошую сохранность имеет и икона преподобного Макария Римлянина Нового Чудотворца (ил.3), пожертвованная музею иереем Олегом Грибанским, настоятелем Церкви Архангела Михаила в селе Ребриха. Образ отпечатан также в типографии Е.И. Фесенко в Одессе, в 1906 году.

Икона «Распятие Христово» (ил.4) - ещё один образец одесской печати, но выпущенный акционерным обществом Н.Г. Корчак-Новицкого в 1907 году. На иконе хорошо сохранилась надпись с текстом о том, что данное изображение дозволено духовной цензурой г. Киева, цензор – протоиерей И. Корольков. Иконы, выпущенные в Одессе, имели благословление не только Киевского духовного цензурного комитета, но и комитета по цензуре г. Санкт-Петербурга.

Рассматривая печатные иконы изданные в конце 19 начало 20 веков возможно наткнуться порой на курьезные факты. Такой сюрприз был обнаружен при описании иконы «Святцы»(ил.5), поступившей в музей из Горно-Алтайского благочиния.

Икона была помещена в киот и для того, что бы проверить наличие каких-либо надписей о дате издания и о самом издательстве, печатное изображение было извлечено из киота. Под иконой был обнаружен номер газеты «Красная Ойротия» от 29 декабря 1946 г. Можно предположить, что икона была оформлена в киот именно в 1946 году, благодаря тогдашним веяньям во внутренней политике СССР направленных на ослабление гонений на церковь. До этого момента, икону, возможно бережно скрывали, так как само изображение имеет хорошую сохранность. Так волей Божией партийные воззвания были закрыты святыми изображениями.

Прошли годы, промелькнуло полтора столетия, а в домах верующих продолжают находить бумажные печатные иконы. Большей частью это уже современные, изготовленные на художественно-производственном предприятии «Софрино» Русской Православной Церкви.

Типография «Софрино» стала первой церковной типографией в России после 1917 г. Конечно современные печатные иконы являют собой образец высоких технологий это и использование теснения золотой фольгой и так называемое конгревное теснение, способное воспроизводить на бумаге декоративные качества чеканной металлической ризы, но появились они благодаря популярности и признанию храмолитографических икон. Икон которые как листы старинной книги хранят историю Русской Православной Церкви.

Литература:

  1. Книга поступлений музейных экспонатов КП-1 - КП-5.

  2. Стародубцев О.В. Церковное искусство. М.: 2007.

  3. Дмитриева Н.В. Заступница Усердная. Изд. Сретенского монастыря.:2009.

Библиографическая ссылка

Железникова Н.П. ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7467 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат