Заочные электронные конференции
 
     
ПАМЯТНИКИ ДУХОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
Карпова М.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПАМЯТНИКИ ДУХОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Карпова Марина Юрьевна

преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования ПГПИ, г. Павлодар, Республика Казахстан

k_mar72@list.ru

Национальное культурное наследие составляет основу устойчивого существования и развития народа, питает науку, культуру и образование. Освоение традиций национального наследия является одним из перспективных направлений в научной деятельности, а также в образовательном пространстве Казахстана. Объекты историко-культурного наследия, произведения искусства, памятники архитектуры – это история народа, история Государства.

Конституцией РК закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. На данный момент в Павлодарской области зарегистрировано 172 единицы религиозных объединений и групп, в том числе мусульманские — 94 (54,7 %), православные — 17 (10 %), католические — 8 (4,7 %), иудейские — 1(0,6 %), протестантские и иные — 52 (30 %). В области имеется 126 культовых сооружений [1].

Культовые сооружения являются материальными центрами формирования духовности народа. Возведение мечетей, церквей, молитвенных домов имеет огромное общественное, духовное и эмоциональное значение. Павлодарское Прииртышье – регион с разнообразием культовых строений различных конфессий и вероисповеданий.

В Павлодарской области 87 мечетей, в Павлодаре – 6. Первая павлодарская мечеть сгорела в 1901 году, когда при пожаре пострадали все деревянные постройки города. Вторая мечеть, построенная в 1905 году, является украшением современного Павлодара. Небольшая и очень изящная Белая мечеть своим устройством больше похожа на православные церкви (только вместо колокольни минарет, а вместо пятиглавия широкий купол). В архитектуре мечети мало острых углов. Окна и двери выполнены в виде подковообразных арок. Купол имеет приземистую форму. Минарет, взмывающий ввысь, противопоставлен основному объему мечети. Благодаря минарету обеспечивается узнавание мечети, как постройки исламского вероучения. «Ак мечеть» является памятником истории и культуры местного значения по Павлодарской области.

Начало нового тысячелетия характеризуется активным строительством подобных религиозных учреждений. Мечеть «Газиз» 2000 года постройки, Павлодарская городская мечеть филиала религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана» (2001), мечеть «Бижан» (2005), мечеть Абубакыр Сыддыка (2008). Следуя религиозным канонам, создатели мечетей стараются воплощать в их облике дух времени и собственную индивидуальность. Неотъемлемостью внешнего вида современного здания мечети является только два элемента: купол и минарет. Полумесяц на куполе мечети — знак отличающий мечеть от храмов других конфессий. Все остальное — дело архитектора.

Центральная мечеть имени Машхур-Жусупа в центре Павлодара является одним из уникальных архитектурных шедевров Казахстана. Построенная в 2001 году, мечеть внесена в список памятников истории и культуры Павлодарской области.

Здание мечети, возведенное по архитектурным канонам мусульманских храмов, представляет собой восьмиконечную звезду, с устремленными ввысь минаретами, и величественной лестницей. По словам архитекторов, купол с полумесяцем высотой 54 метра - единственный в Казахстане сконструирован в виде шанырака (верхняя часть юрты, в виде креста внутри круга – символ вечного движения солнца, символ семьи, развития жизни, продолжения рода). Четыре минарета мечети, каждый высотой по 63 метра являются самыми высокими в Казахстане.

Непременным условием для архитектуры мечети является ориентация на Мекку – священный город мусульман. Вся планировка и пространственная композиция мечети подчеркивает направление к Мекке, устанавливая для каждого мусульманина горизонтальную сакральную связь с Каабой. Именно к Каабе, 1400 лет и пять раз в день, обращаются взоры мусульман всего земного шара, совершая молитву.

На протяжении тысячелетней истории существования православных храмов также выработаны определенные принципы их возведения и архитектурного формирования.

Павлодарское Прииртышье насчитывает 17 православных храмов.

История Христо-Рождественского храма начинается с 1945 года, когда на баланс православной общины был передан жилой дом, который в дальнейшем был расширен, отремонтирован и обнесен оградой. До 90-х годов прошлого века этот храм являлся единственным местом проведения православных богослужений в Павлодаре. Наружный вид храма отличается от других зданий тем, что над ним возвышаются 2 купола, увенчанные крестами. Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения Христиан. Снаружи, перед входом в храм, устроена паперть (крыльцо). На небольшой храмовой колокольне установлены три рынды и два колокола. Колокольный звон является сигналом для сбора верующих на молитву и возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Второй православный храм в городе был построен в 1999 году. Благовещенский Кафедральный Собор является на сегодня главным православным храмом региона. За образец культовой постройки был взят один из соборов Московского Кремля. Архитектурной редкостью здания является монолитный купол. Ажурные арки и своды храма выполнены из красного кирпича. На храме - семь куполов, символизирующие семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Еще три купола — символ Святой Троицы расположены на звоннице.

Благовещенский кафедральный собор получил статус памятника истории и культуры.

Архитектурные элементы фасадов мечетей и христианских храмов имеют особенности своих очертаний, которые связаны с канонами религиозных культур ислама и христианства. Архитектура мечети имеет преобладающие черты горизонтальной динамики. Христианские архитектурные формы несут в себе сильный рывок ввысь. В архитектуре христианского храма проявляется вертикальная динамика. Входящий в храм человек воспринимает горизонтальную перспективу, когда идет к алтарю, у алтаря же он воспринимает вертикальную динамику в виде иконостаса [2].

Такую же динамику мы наблюдаем и в католическом храме. Но есть существенное различие. В готической храмовой архитектуре острый, устремленный ввысь фасад является вертикальной сакральной перспективой. В самом же храме, в интерьере преобладает горизонтальная динамика.

Павлодарский Римско-католический храм, возведенный в 1999 году, выполнен в готическом стиле из красного кирпича. Культовое здание отличается вытянутыми, заостренными линиями, которые выражают главную идею готической архитектуры — преодоление силы земного притяжения силой духовного взлета. В архитектуре католической церкви материальное как будто лишается своей естественной тяжести и стремится ввысь, к Богу. Здание кажется высоким и очень легким. Венчает храм простой, четырехугольный с удлинением нижней части крест. Римско-католический костел является памятником истории и культуры Павлодарской области.

Данная статья не исчерпывает всех архитектурных примеров культовых зданий Павлодара. Мы рассмотрели лишь самые яркие памятники духовной архитектуры разных религиозных конфессий и вероучений.

В виду многолетнего перерыва строительства мечетей, храмов, церквей опыт их проектирования и строительства был практически утерян.

В связи с активизацией движения за национальное возрождение культурного наследия Казахстана особое внимание с 1990-х годов начало придаваться культовой архитектуре. В настоящее время активизируется деятельность мечетей, православных и католических храмов, создаются благоприятные условия для реставрации и реконструкции разрушенных культовых сооружений. Ведется проектирование и строительство новых церквей, мечетей в Павлодаре.

Современное строительство церквей, мечетей, молитвенных домов ведется с опорой на исторический опыт возведения культовых построек. Однако выбор стиля для проектирования духовной архитектуры объясняется лишь личными вкусами и предпочтениями архитектора. Канон направляет работу архитектора, но не является препятствием для творчества.

В связи с возрождением интереса к духовности в обществе растет потребность в религии. Образ храма, мечети формирует образ мыслей, а значит, духовная архитектура помогает духовному возрастанию общества.

Памятники духовной архитектуры – это уникальное культурное наследие региона.

Литература:

  1. Центр аналитической информации управления внутренней политики акимата Павлодарской области // http://www.aimak-ainasy.kz/index.php/ru/component/k2/item/2324

  2. Ибрагимов И.А. Архитектура современных российских мечетей. - Академический вестник УралНИИПроект РААСН №2 , 2011

  3. И.Г. Малков, Д.П. Ковалев, И.И. Малков. Православные Храмы. Общие сведения и основные понятия. Типы культовых сооружений. Учебно-методическое пособие. // Белорусский Государственный Университет Транспорта. - Гомель, 2009

  4. Из истории ислама в Павлодарском Прииртышье 1919-1999 гг.: Сбор. докум./ Сост. В. Д. Болтина, Л. В. Шевелёва. – Павлодар: ЭКО, 2001. - 490 с.

  5. Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье 1919-1990 гг.: Сбор. докум./ Сост. Игумен Иосиф, В. Д. Болтина, Л. В. Шевелёва. – Павлодар: ЭКО, 1999. - 311 с.

  6. Инсебаев Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья, ч. 1 (с древнейших времён до XX века). – Павлодар: ЭКО, 2000. – 240 с.

Библиографическая ссылка

Карпова М.Ю. ПАМЯТНИКИ ДУХОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7470 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат