Заочные электронные конференции
 
     
СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИСТОРИИ
Саксина Н.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИСТОРИИ

Саксина Н.А., МБОУ СОШ № 6

г. Кстово, Нижегородская обл.

Летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков выступил с идеей о введении в школьный курс нового предмета «100 лучших фильмов» для учеников 6-7 классов. Результатом обсуждений среди общественности, экспертов и ученых стало составления списка ста лучших фильмов, рекомендованных к изучению в школе.

Инициативу поддержал министр культуры РФ Владимир Мединский, который заметил, что подобные учебные программы существуют во Франции, где законодательно закреплено обязательное изучение в школе некоторых фильмов. Ключевым моментом в развитии данного проекта стала совместная пресс-конференция министра культуры и министра образования и науки РФ, состоявшаяся 17 января 2013 года. Она была посвящена планам введения в школах факультативного курса «100 лучших фильмов». В ходе выступления Дмитрий Ливанов сообщил, что Минобрнауки РФ займется разработкой механизма применения этого нововведения, по результатам чего будут выработаны методические рекомендации для преподавания этого предмета.

Стоит заметить, что у данной инициативы много сторонников и оппонентов. Основной довод противников заключается в том, что в школьной программе отсутствует возможность внедрения дополнительных часов для такого объемного нового предмета без ущерба для существующих. Так, простейшие расчеты показывают, что хронометраж одного фильма составляет в среднем 2,5 академических часа. То есть для того чтобы только просмотреть данные киноленты потребуется в течение трех учебных годов (105 недель), а не двух, как было предложено ранее, заимствовать 3 учебных часа в неделю из школьной программы. А для возможности обсуждения с учениками их мнений об увиденном и формирования у них правильных выводов необходим как минимум еще один час. Таким образом, 4 часа в неделю для изучения нового предмета. К сравнению, на курс истории в 6-7 классах отводится 2 часа в неделю.

Таким образом, возникает физическое противоречие между общим хронометражем предложенных фильмов и ограниченным бюджетом учебных часов для изучения вновь вводимых предметов.

Суть предлагаемого подхода к решению обозначенной выше проблемы заключается в том, что использовать данную базу фильмов в сетке расписания можно не в полном хронометраже, а интегрируя отрывки из рекомендованных кинолент в уроки существующих предметов, например в курс истории. С этих позиций был проведен анализ списка фильмов,рекомендованных для изучения в школе. Было установлено, что более двадцати фильмов из предложенной сотни относятся к разряду исторических, то есть могут быть использованы в ходе уроков истории. Так же есть фильмы, снятые по литературным произведениям, входящим в обязательную программу курса литературы. Сам министр культуры в одном из своих выступлений заметил, что «никто лучше учителя истории не проведет урок по фильму "Александр Невский" или учитель литературы - по "Анне Карениной"».

Примером такого интегративного подхода при преподавании курса истории может служить продемонстрированный отрывок из фильма «Александр Невский» (С. Эйзенштейн, 1938), где главный герой выступает с призывом к воинам перед предстоящим боем. Длительность отрывка составляет всего лишь 25 секунд, но как красноречиво произнесены слова, с какой любовью главный герой относится к своей Родине и как непреклонен он по отношению к её врагам. Несколько секунд кинофрагмента можно использовать как способ концентрации внимания детей во время урока, приём вовлечения их в дальнейшую аналитическую работу над фрагментом. В данном случае, здесь проявляется этап вызова, являющегося основой при развитии критического мышления. Далее детям предлагается обсудить, какой этап Российской истории представлен в данном видеофрагменте, кто мог бы произнести слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; кому они могли бы быть адресованы. Видеофрагмент передаёт не только историческую эпоху, но также и качества личности. Целесообразно спросить у детей, какими чертами характера мог обладать главный герой, как он относится к своей Родине. Для вовлечения учеников в учебный процесс учитель также может прибегнуть к опросу детей с целью выяснить, как подействовала речь главного героя на них самих, какие чувства вызвала, воодушевило ли их выступление героя, готовы ли они были присоединиться к нему. Таким способом учителю удается вовлечь учеников в учебный процесс, почувствовать самим трагичность тех событий и важность момента в судьбе Отечества, привить любовь к своей Родине, к истории своего государства и мотивировать детей на изучении курса истории. Следует заметить, что автор использует видео фрагменты не только из списка фильмов, рекомендованных министерством культуры.

Благодаря такому методу у учеников вырабатываются:

- способности анализировать видеоматериал;

- способности сопоставлять увиденное с ранее услышанным (пройденным) устным материалом;

- умение устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Также учитель в ходе урока упоминает, из какого фильма был использован эпизод и предлагает уже увлекшимся ученикам посмотреть киноленту полностью в личное время, тем самым частично решая вопрос изучения рекомендованных к просмотру фильмов.

Проведенный эксперимент, с использованием данной методики, на уроках истории в 6-7 классов показал, что у учеников повысилась мотивация к изучению предмета, активизировалась их работа на уроках, улучшилось качество обучения, а успеваемость повысилась на 37%.

Таким образом, данный интегративный подход при изучении курса истории в тесном переплетении с предлагаемым факультативным курсом «100 лучших фильмов» позволяет получить синергический эффект, существенно повышая эффективность вовлечения детей в образовательный процесс.

Литература

1. Проект списка «100 фильмов». Официальный сайт министерства культуры. URL: http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/spisok.php (дата обращения: 07.03.2013)

Библиографическая ссылка

Саксина Н.А. СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИСТОРИИ // ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.
URL: http://econf.rae.ru/article/7505 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат