Заочные электронные конференции
 
     
Системный подход к психологической подготовке будущих педагогов в вузе
Гонина О.О.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Системный подход к психологической подготовке будущих педагогов в вузе

Гонина О.О.

кандидат психол. наук, доцент ТвГУ

Понятие «психологическая подготовка» и исследования по данному вопросу возникли в рамках проблематики обучения воинов к боевым действиям и в психологии спорта. Термин «психологическая подготовка» в спорте чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях. При этом подразумевается, что психическая подготовка способствует эффективному поведению других видов подготовки: общефизической, специальной, физической, теоретической и др. Основные направления психологической подготовки в спорте: 1) социализация личности в спорте, 2) обеспечение динамики командной деятельности в спорте, 3) развитие личности и психических процессов спортсмена. Последнее направление психологической подготовки ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия предстартовых состояний, психической устойчивости, надежности спортсмена [6].

Психологическая подготовка в военной сфере - это тренировка психики направленная на развитие ее устойчивости и общую активность. Формирование психологической устойчивости предполагает, в конечном счете, умение преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами боевой обстановки. Главной задачей психологической подготовки в военной сфере является формирование устойчивости психики воинов к факторам боевой обстановки и обеспечение оптимального проявления ее свойств и качеств в целях наилучшего решения боевых задач [4].

Но сложные ситуации встречаются практически в любой деятельности- особенно в деятельности педагога и специалисту надо не только в совершенстве владеть своей профессией, но и быть готовым противостоять сильным воздействиям стрессоров на его чувства, волю и интеллект, иными словами, он должен уметь управлять своей психикой, обладать хорошей психологической устойчивостью и готовностью к активным действиям в любых условиях деятельности. Поэтому вопросы психологической подготовки стали актуальны и для других отраслей психологии.

В психологии проблемами психологической подготовки занимались также К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Т.Р. Шишигина и др. [5, 1, 3, 6]. Так, Платонов К.К. [5] понимал под психологической подготовкой процесс создания психологической готовности, что предполагает активацию способностей к определенному виду деятельности. Дьяченко М.И. [1] считает, что содержанием психологической подготовки должно являться образование таких необходимых отношений, установок, мастерства, свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту сознательно и добросовестно приступить и успешно выполнить свою «рудовую деятельность. Матюшкин А.М. [3] определил психологическую подготовку как обеспечение профессионально- важных качеств: освоение психологических знаний, необходимых для решения профессиональных задач и совершенствование психических качеств профессионала. Шишигина Т.Р. [6] отмечает, что психологическая подготовка выступает как целенаправленный процесс формирования личности студента, и в этом проявляется ее единство с процессами обучения и воспитания.

Т.о. в настоящее время с понятием психологической подготовки одни психологи связывают воспитание эмоционально-волевых качеств, другие -моральных, третьи — делают упор на формирование нужного отношения к данному виду деятельности, и, наконец, четвертые - рассматривают психологическую подготовку как активизацию способностей к определенному виду деятельности, считая, что это достигается формированием нужных мотивов и правильного отношения к данной деятельности.

Итак, что же такое психологическая подготовка в нашем понимании? Процесс психологической подготовки - один из видов формирования личности, предусматривающий укрепление взаимосвязи ее свойств, мотивов, знаний, навыков и умений, осмысливания ее социальной значимости. Психологическая подготовка - это активизация всех подструктур личности, процесс созидания, поддержания и восстановления состояния психологической подготовленности к выполнению деятельности. Психологическая подготовленность - это общее качество личности человека, которое всегда соотносится с особенностями деятельности, требующей высокоэффективного ее выполнения. Она тесно связана с качественными характеристиками интеллекта, воли, эмоциональной сферы, и является продуктом психологической подготовки.2

Как профессионально важное качество личности психологическая подготовленность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты:

- потребностно-мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);

-гностический (система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность);

- эмоционально-волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, которых складывается выполнение трудовых и учебных обязанностей, эмоционально-волевая устойчивость);

-оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным способам действий).

Цель психологической подготовки — формирование психологической подготовленности как профессионально важного качества личности. Для достижения этой цели перед психологической подготовкой должны стоять следующие задачи: способствовать профессиональной направленности личности студента (положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии); формировать систему психологических знаний и умений, необходимых для успешного выполнения деятельности, совершенствовать определенные свойства познавательной сферы; развивать способность к саморегуляции, самоконтролю, сознательно мобилизующему усилию и управлению своим поведением и эмоциями, волевые качества личности; развивать навыки самооценки деятельности, анализировать свою работу и работу коллег, определять ее соответствие требованиям теории, определять задачи и направления ее совершенствования.

Основными принципами психологической подготовки являются: целенаправленность; комплексность; гибкость и активность; перспективность и реальность; соответствие средств и методов психологической подготовки специфике предстоящей профессиональной деятельности; учет конкретных видов и условий деятельности, вызывающих определенные психологические трудности.

Применение приемов и средств психологической подготовки должно вырабатывать у будущих специалистов стремление к самовоспитанию воли, к активному самосовершенствованию, учить их сознательно управлять своими психическими состояниями и регулировать свои действия и поступки в сложных условиях. Комплекс взаимосвязанных и планомерно осуществляемых мероприятий по психологической подготовке включает: организацию соответствующих условий обучения, мероприятия по теоретической подготовке, мероприятия по выработке умений и навыков и общую психологическую направленность учебно-воспитательного процесса.

Мероприятия по теоретической подготовке разрабатываются ' в соответствии со спецификой ВУЗа. Так, теоретическая подготовка специалистов в области дошкольного образования осуществляется в курсах психолого-педагогических дисциплин, предусмотренных программой ВУЗа. Изучение общей психологии, социальной психологии и др. призвано способствовать не только повышению общеобразовательного и научного уровня студентов, но и оказывать влияние на его практическую деятельность, способствовать решению задач психологической подготовки.

Нами был разработан спецкурс «Формирование эмоционально-волевой устойчивости у будущих специалистов в сфере дошкольного образования». Задачи данного спецкурса следующие:

1. Изучить теоретические положения психологии, касающиеся развития эмоционально-волевой устойчивости, умения противостоять различного рода стрессорам.

2. Развить умение действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях.

3. Овладеть техникой регуляции своего самочувствия, ознакомить с приемами психотерапии, способствующими преодолению жизненных кризисов.

Спецкурс состоит из лекций и практических занятий. Психологическая подготовка предполагает, прежде всего, использование активных методов обучения. Так, деловая игра помогает приблизить занятия на курсах к реальной педагогической практике, тренирует участников в принятии эффективных педагогических решений на основе анализа многофакторной информации. Деловые игры обеспечивают максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, дают опыт коллективного принятия решения, развивают предусмотрительность, гибкость мышления и целеустремленность. Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятельно. Использование конкретных ситуаций — весьма действенный метод обучения, он способствует формированию организаторских и психологических знаний, умений и навыков. Социально-психологический тренинг - тренировка чувствительности или сенситивный тренинг. Социально-психологический тренинг формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие личностные качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Психологической базой этого метода служит перестройка установок личности, определяющая последующее изменение отношения к себе и другим людям. Метод инцидента направлен на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватных способов поведения в напряженных стрессовых ситуациях. Если напряженные ситуации неоднократно встречались в жизни человека, его реакции постепенно нормализуются. Именно поэтому с помощью метода инцидента проводится тренировка для нормализации реакций. Этот метод формирует умение оптимально разрешать конфликтные и экстренные ситуации. Игры психосаморегуляции занимают значительное место в системе психологической подготовки. Уметь владеть своим состоянием, эмоциями - это значит уметь работать с высокой отдачей и без устали. Игры психосаморегуляции направлены на подготовку психофизического состояния человека, они предназначены для отработки регуляции обучаемыми своего мышечного тонуса, уровня работоспособности и интеллектуального настроя. Теоретические исследования в этой области показали, что готовность к саморегуляции состояний, психической перестройке обеспечивает наиболее эффективный учебный процесс. Коллективный, игровой и ; даже соревновательный характер ряда упражнений вносит в обучение момент занимательности, обеспечивает более интенсивное личностное включение в учебный процесс. В некоторых упражнениях с целью активизации и нормализации психофизиологического состояния даются элементы рефлексотерапии, точечного массажа и биоэнергетического воздействия.

Научно-исследовательская работа студентов и практика вносят существенный вклад в решение задач психологической подготовки. Участие в научной работе развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужную, формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности, способствует расширению сведений для успешного разрешения студентами профессиональных, организаторских и др. проблемных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущем. Цель участия студентов в научной работе -формирование их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности. Научно-исследовательская деятельность студентов повышает их интеллектуальную активность, помогает творчески осваивать учебный материал, развивать научное мышление, вырабатывать профессионально важные качества личности, и поэтому является одной из важнейших составляющих психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В период практики учебная, общественная и научная деятельность студентов находит свое продолжение непосредственно в условиях их будущего профессионального труда. Во время практики студенты решают реальные профессиональные задачи, пополняют свои знания, навыки, умения, совершенствуют профессионально-важные качества, приобретают трудовой опыт. Вместе с тем, практика позволяет студентам уяснить положительные стороны и недостатки в своей профессиональной подготовке, глубже осознать сложность и ответственность обязанностей по своей специальности, значение самостоятельности, умственных, коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Влияние практики на профессиональное и общее развитие студентов тем сильнее, чем тщательнее проводится деловая и психологическая подготовка к ней, на месте ее проведения оказывается помощь и выделении главного в новой обстановке и выполнении практикантами поставленных задач. Разнообразие выполненных студентами задач во время практики всесторонне формирует их как будущих специалистов, вырабатывает умения и навыки профессионально правильного использования полученных в учебном процессе практических знаний [1].

Т.о. организация психологической подготовки в ВУЗах предполагает разработку комплекса специфических мероприятий в соответствии с системным подходом, а также методики психологической подготовки будущих специалистов по определенным направлениям в ходе учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск. Изд-во БГУ 1993.- 323 с.

2. Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности: Дисс. … канд. психол. наук. Тверь,2002.- 134 с.

3. Матюшкин А.М., Понукалин А.А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в ВУЗе // Вопросы психологии.- 1988. - №2. - с. 76-82.

4. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 168 с.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972 - 312с.

6. Попов А.Л. Спортивная психология: Уч. Пособие для спорт. ВУЗов –3-е изд. –М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – 350 с.

7. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: Дис.канд. псих, наук,- Тверь, 1993.- 104с.

5

Библиографическая ссылка

Гонина О.О. Системный подход к психологической подготовке будущих педагогов в вузе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7921 (дата обращения: 18.04.2024).



Сертификат Получить сертификат