Заочные электронные конференции
 
     
Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом
Кобалия С.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом

Ключевые слова: нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

Общественное развитие России за последнее десятилетие привело к утрате многих духовных ценностей, но не сформировало новые, способные охватить массы людей, привлечь их. Это в полной мере относится и к патриотизму. Образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству. Значение патриотизма трудно переоценить. Оно заключается в активном участии граждан в решении проблем общественного развития; высокой самоотдаче ради достижения общей цели; стремление сохранить и способствовать развитию государственности; социально-экономической и духовной сферы; стремление отстаивать и защищать общественные идеалы и ценности; стремление созидать новое, способное вывести Родину на новый, более высокий уровень развития; готовности защищать Родину. Очевидно, что основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети – будущее любого общества.[1]

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях. Целеполагание в системе патриотического воспитания предполагает обращение к традиционным приоритетам любви к Родине: служение интересам Отечества, включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной ценностей государства, сбережения нации.[2]

С целью систематической и целенаправленной работы по патриотическому воспитанию создана программа «Патриотическое воспитание граждан г. Твери на 2002-2005г.г.», в которой определены задачи по работе с детьми разного возраста.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились комплексные программы: «Из детства в отрочество», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др., которые с успехом используются в дошкольных образовательных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение направленности. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Специалистами Института педагогических инноваций РАО (г. Москва) была предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала образовательная программа, теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С. Лихачев и др.). Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, с ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Д. С. Лихачев в своем исследовании древнерусской литературы отмечал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Однако типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего наблюдалась недостаточность учебно-методического комплекса. Окружающая действительность в городе также не давала возможности реально приобщить детей к народной культуре. В настоящее время в условиях вариативного дошкольного образования многими дошкольными образовательными учреждениями используются технологические подходы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.[3]

Процесс формирования новой системы образования ориентирован на социализацию личности, формирование жизненной позиции ребенка на основе усвоения позитивного опыта старших поколений. Для решения данной проблемы Министерство образования России санкционировало органам образования осуществлять работу по развертыванию Всероссийской акции «Я – гражданин России». В нашем городе объявлена акция «Я – тверитянин».

Проблемы

1.Работа по формированию патриотических чувств детей 6-7 лет имеет эпизодический характер.

2. В проведении работы с детьми в основном используются традиционные формы и методы.

3. Результаты диагностического обследования детей подготовительной к школе группы в начале учебного года показали недостаточный уровень усвоения воспитанниками знаний и представлений об истории и культуре родного города: количество детей, имеющих высокий уровень – 25%; средний уровень – 30%; низкий уровень – 45%.

Актуальность

В настоящее время важнейшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых ориентиров в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Я предположила, что целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению детей с историческим и культурным наследием родного города может способствовать формированию патриотических чувств.

Система работы

Деятельность воспитателя по реализации задач патриотического воспитания носит системообразующий характер и представлена различными видами деятельности. Среди них: социально – значимая деятельность, воспитание на основе народных традиций, идей гражданского и интернационального воспитания, краеведение, духовно – нравственное воспитание, взаимодействие с общественными организациями и объединениями, проектирование.

Существенную роль в организации работы с детьми оказывает мини – музей родного города, созданный в развивающей среде группы. Материал в музее группируется по следующим разделам:

  • «Из истории родного города»

  • «Жизнь современного города»

  • «Район, в котором мы живём»

  • «Памятные места родного города»

  • «Никто не забыт, ничто не забыто»

В начале года был разработан цикл познавательных экскурсий по родному городу. Тематика экскурсий:

  • «По местам боевой славы»

  • «Где будем учиться»

  • «Исторические события в зданиях и памятниках»

  • «Наш, сказочно красивый город» (посещение ботанического сада, фонтанов)

  • «Знакомство с предприятиями города»

  • «Мы – маленькие следопыты» и др.

В работе с детьми использовалась проектная деятельность, содержание её согласовывалась с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку. Были разработаны проекты:

    • «О, волга, колыбель моя»

    • «Моя семья, моя родословная»

    • «Героям войны – слава» и др.

Важно, чтобы дети активно думали, воспринимали материал. Этому помогают такие методические приёмы, как сравнение, вопросы, индивидуальные занятия, обобщение к опыту детей, игровые приёмы и т.д.

В работу по формированию патриотических чувств через ознакомление с родным городом включены дидактические игры: учебно-развивающие, настольные, лото и др.

В работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включаются и родители на правах полноправных участников образовательного процесса: они знакомят детей с семейными традициями, инициируют помощь в оформлении и устройстве мини-музея в группе. Детям совместно с родителями предлагается освоить разработанный экскурсионный маршрут, который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города Твери, Заволжского района, знаменитым людям. По итогам проделанных семейных экскурсий созданы семейные альбомы, где помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Знания о родном городе дети в основном получают на занятии и в совместной деятельности. С этой целью был разработан тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию и перспективный план работы по ознакомлению сродным городом.

Работа по данной теме была завершена в полном объёме. Правильность выбранной гипотезы подтверждена результатами диагностического обследования детей в конце учебного года. Цель и задачи достигнуты. Разработаны и апробированы педагогические средства, позволяющие эффективно решить поставленные задачи.

Литература

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ//Авт.сост. Е.Ю.Александрова и др.-Волгоград – 2007 – С.4-8

  2. Вишневская В.Н. Программа духовно – патриотического воспитаниядетей5-7 лет «Святая Русь»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» - М.:Просвещение,2004 – С.5-7

  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду – М.:Просвещение,2003 – С.3-9

  4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности//Под ред. А.А.Остапца. М.,2001

  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения//Авт.-сост. Л.С.Киселёва. М.:Просвещене,2003

Библиографическая ссылка

Кобалия С.А. Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития".
URL: http://econf.rae.ru/article/7982 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат