Заочные электронные конференции
 
     
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Афонасова М.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УДК 33.332.021.8

Афонасова М.А., доктор экономических наук, профессор

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Анализ процесса становления технологических платформ в Томской области

Формирование технологических платформ является одним из инструментов государственного регулирования инновационного развития экономики, направленных на решение задачи развития кооперации науки, образования и бизнеса, формирование эффективных коммуникаций и новых партнерств в инновационной сфере.

Несмотря на происходящие в ряде российских регионов процессы формирования технологических платформ (ТП), на сегодняшний день они не стали реальным инструментом повышения инновационной активности, коммерциализации инноваций и внедрения передовых технологий в промышленность. Это объясняется наличием серьезных барьеров и проблем на пути формирования платформ как интеграционных, обусловленных различием интересов разработчиков и пользователей прогрессивных технологий, так и мобилизационных, связанных, в первую очередь, с привлечением эффективных участников и мобилизацией финансовых, интеллектуальных и прочих стратегических ресурсов регионов.

Российские регионы нуждаются в совершенствовании действующей структуры экономики в направлении более эффективного управления производством и потреблением знаний. Возникновение и развитие современных сетевых структур, интеграция научных, образовательных и производственных организаций, их целей и функций является ответом на современные вызовы и реализуется в концепции технологических платформ.

Кооперация предприятий и организаций в рамках технологических платформ означает не только усиление их маркетинговых позиций на рынке, но и объединение их научно-технического, технологического, промышленного, интеллектуального, финансового потенциалов и капиталов на основе единства стратегических целей, соблюдения правил корпоративного поведения, распределения ответственности.

Интеграция и кооперация в рамках технологических платформ должны обеспечивать построение горизонтальных инновационно-технологических цепочек, обеспечивающих завершающие стадии инновационного цикла. Помимо этого, необходимо создание эффективных управленческих технологий, способных аккумулировать и оптимизировать необходимые ресурсы, вырабатывать и осуществлять интеграционную, маркетинговую и конкурентную стратегии. В технологических платформах должна быть реализована технология сетевого управления, представляющего собой механизм координации, согласованности действий участников в пространстве и во времени, организованного по принципу эффективности (в отличие от принципа иерархичности в вертикальных структурах). Степень стабильности технологических платформ, а также эффективность их работы зависит не только от применяемых технологий и обращающихся в них ресурсов, но и от взаимного доверия участников платформ, от репутации компаний, входящих в их состав, от системы ценностей, разделяемых участниками.

В настоящее время в России технологические платформы проходят процесс становления, а именно - завершают этап своего организационного оформления.

Процесс становления российских технологических платформ началась с момента принятия соответствующего правительственного решения о формовании технологических платформ в 2010 году1,. Первые 28 платформ были утверждены Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 1 апреля 2011 года.

Первая официальная отчетность о функционировании платформ была подана в начале 2012 года Согласно данным, представленным в отчетах российских ТП, 79% платформ завершили процесс организационного структурирования, создав соответствующие органы управления внутри платформ.

На начало 2013года в РФ зарегистрировано 34 технологические платформы, почти все они имеют собственные страницы и порталы в Интернет. Из них 42% являются страницами, размещенными на сайтах организаций-координаторов, 8% зарегистрировали домены. Англоязычные версии сайтов имеются всего у двух российских платформ, что говорит о низком уровне открытости российских ТП для потенциальных иностранных партнеров2.

Анализ процесса формирования технологических платформ в Томской области показал, что томские вузы, научно-исследовательские институты и промышленные предприятия являются участниками 21 платформы из 34 зарегистрированных в России. Томская область стала первым регионом РФ, подписавшим соглашение с Русским географическим обществом об участии в деятельности технологической платформы «Технологии экологического развития», созданной для реализации программ НИОКР в области охраны окружающей среды, энергоресурсосбережения и повышения энергоэффективности. Область деятельности технологической платформы охватывает научные интересы пяти томских университетов и большинства научных учреждений Сибирского отделения РАН.

Первой официально утвержденной технологической платформой в России стала платформа «Медицина будущего», реализуемая на базе Сибирского государственного медицинского университета (Томск). В настоящее время «Медицина будущего» включает 194 участника, среди которых ведущие российские вузы (МГТУ им. Баумана, МГУ, МИФИ, ВШЭ), РАН, а также бизнес-партнеры (ЗАО «Р-фарм», ЗАО «ХимРар Венчурс», ЗАО «ЭлеСи») и госкорпорации («Ростехнологии», «Росатом»). Ключевыми направлениями технологической платформы, по которым были созданы отдельные научно-технические советы, являются: «инновационные фармацевтические препараты», «приборы для диагностики и лечения», «постгеномные технологии», «биоинформационные технологии» и другие.

Говоря об особенностях становления технологических платформ в РФ и, в частности, в Томской области, следует отметить, что за небольшую историю создания и регистрации платформ прослеживается тенденция изменения структуры участников ТП в направлении увеличения доли вузов на фоне сокращения участия бизнеса и научных организаций. Так, в настоящее время томские университеты являются участниками 19 платформ (56%), НИИ участвуют в 8 платформах (23,5%), томские предприятия – в 5 платформах (14,7%). Из 9 технологических платформ с иностранным участием в шести ТП зарегистрированы томские участники. Эти данные приводят к выводу о том, что, во-первых, бизнес не готов кооперироваться с образованием и наукой в формате технологических платформ, в которых в качестве драйверов научно-технологического развития выступают отечественные вузы; во-вторых, Томской области необходимо наращивать производственный потенциал и формировать эффективную промышленную политику, чтобы ее предприятия были полноценными участниками современных инновационно-технологических цепочек, реализуемых в рамках технологических платформ.

Как следует из международного опыта развития технологических платформ, алгоритм их формирования и деятельности включает три основных этапа. На первом определяются приоритеты, которые фактически задают тематику исследований и разработок. На втором этапе разрабатываются «дорожные карты» платформ. На третьем начинается реализация проектов, в том числе исследований и разработок, которые финансируются из различных источников. Российский подход к формированию технологических платформ отличается от описанного выше алгоритма. Так, приоритетные направления инновационного развития в России были заданы Указами Президента, а большинство платформ тематически «подстраивались» под них. Дорожные карты платформ разрабатывались в сложных условиях отсутствия государственного финансирования на организацию работы ТП, что с неизбежностью повлияло на их качество. Третий этап еще только начался, что связано с длительностью процесса согласования финансовых условий и мер государственной поддержки развития технологических платформ.

Из числа томских вузов самыми активными участниками технологических платформ являются: Томский политехнический университет – участвует в 16 ТП, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – в 8 ТП, Томский государственный университет - в 8 платформах. Сибирский медицинский и государственный педагогический университеты участвуют каждый в одной технологической платформе.

Низкая активность томского бизнеса с точки зрения участия в технологических платформах объясняется целым рядом причин, среди которых можно отметить следующие: неясной остается специфика и роль технологических платформ, не определены возможности и конкретные механизмы государственной поддержки, риски того, что некоторые платформы могут оказаться конкурентами друг другу.

В связи с этим одной из главных задач является поиск эффективных средств и методов управления процессом создания ТП, разработка схем, моделей и механизмов, которые позволили бы стимулировать инновационную активность томских предприятий, повысить их эффективность и степень их участия в процессах интеграции, в том числе в рамках технологических платформ. При этом речь идет не только об эффективности деятельности, отражающей интересы собственников предприятий (организаций), но и о народнохозяйственной эффективности, связанной с улучшением общей технологической оснащенности промышленности в целом, что, в свою очередь, позволило бы повысить эффективность деятельности предприятий других отраслей. Грамотное управление процессом создания и развития технологических платформ позволяет не только выстроить эффективную систему взаимодействий внутри платформы, использовать имеющийся у предприятий-участников научный, инновационный, интеллектуальный и исследовательский потенциал, который в настоящее время зачастую используется неэффективно, но и повысить их активность в сфере освоения и реализации новых технологических возможностей развития экономики.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-12-70002).

Литература

1. Постановление Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Протокол № 2 от 01.04.2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2013/5867/1408.pdf (Дата обращения 02.10.2013).

2. Давлетшина П.Р. Технологические платформы России и Европы: перспективы сотрудничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gosbook.ru/node/58421 (Дата обращения 04.10.2013).

1 Постановление Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Протокол № 2 от 02.04.2011 г. / URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2013/5867/1408.pdf (Дата обращения 01.10.2013).

2 Давлетшина П. Технологические платформы России и Европы: перспективы сотрудничества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gosbook.ru/node/58421 (Дата обращения 04.10.2013).

Библиографическая ссылка

Афонасова М.А. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ // VII международная заочная научно-практическая конференция "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: проблемы и перспективы".
URL: http://econf.rae.ru/article/8034 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат