Заочные электронные конференции
 
     
Подготовка будущего специалиста в техническом вузе: гуманитаризация процесса образования
Орлова В.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных услуг перед вузами встала задача - выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда. Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о том, что рынок часто не в состоянии предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. Поэтому современный специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности. Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения студентом будущей специальностью, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности. Новым направлением реформирования экономики России явилось развитие малого предпринимательства. Результаты опросов студентов показали, что большинство из них желает после окончания вуза работать в малом бизнесе. Предпринимательство требует от человека не только знаний по специальности, но инициативы и творчества, независимости и ответственности, умения учиться и рисковать. Выработать инновационный тип мышления, характерный для предпринимательской деятельности, возможно в процессе грамотно организованного воспитательно-образовательного процесса вуза. В вузах сконцентрирована основная часть творческой интеллектуальной элиты страны. Здесь закладывается нравственный и интеллектуальный потенциал, (особенно молодежи), основа грядущих изменений в обществе, предопределяющих его развитие в прогрессивном или в регрессивном направлениях [1].

Декларативное провозглашение самых правильных положений не гарантирует их практическую реализацию. Несмотря на то, что идея гуманитаризации высшего технического образования не нова, она остается актуальной и по-прежнему вызывает интерес ученых, педагогов, исследователей и практиков. В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью в гуманитаризации высшего технического образования и традиционной направленностью воспитательно-образовательного процесса технического вуза на вооружение студентов сугубо профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Проблема гуманитаризации образования - это проблема историческая, всегда привлекавшая внимание исследователей (Е.Н.Шиянов, М.Монтень, Ф.Рабле Т.Компанелла, Р.Оуэн, Т.Мор, Ш.Фурье, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, и др.). И все же трудно не согласиться с В.П.Зинченко и Е.Б.Моргуновым, которые считают, что особую актуальность проблема гуманитаризации приобрела на излете Средневековья, когда техническое знание стало отпочковываться от культурно-философских дисциплин. Следует заметить, что в любом техническом проекте прошлого ощутимо присутствовал рефлексивный компонент, обосновывающий его ценность и вводящий новое творение в человеческую культуру. Не только готовое изделие, но и любая задумка автора тщательно оценивалась им и подвергалась проверке на целесообразность. Все это было следствием существовавшего культурно-философского комплекса отношений к миру.

Современная инженерная деятельность часто отчуждена от человеческих целей и носит преимущественно дегуманизированный характер. Кризис инженерной практики и инженерного образования - это кризис традиции рассматривать человека не как цель, а как средство, ибо все же длительное время задачей высшей технической школы было не развитие личности и формирование ее культурного пространства, а подготовка специалистов.

Подготовка будущего специалиста в техническом вузе результативна, если гуманитарная среда технического вуза будет представлять собой модель образовательного пространства.

  • Гуманитарная среда технического вуза — это специально создаваемая система воспитательно-образовательных, духовно-нравственных, материальных, кадровых, организационно-административных условий подготовки специалистов в техническом вузе, структурными компонентами которой являются: идеи, люди, процессы, материально-техническое оснащение, а основными функциями — мировоззренческая, образовательная, развивающая и воспитывающая.

  • Педагогическими условиями, обеспечивающими гуманитаризацию процесса подготовки будущего специалиста в техническом вузе являются: разработка и реализация педагогической модели гуманитаризации процесса подготовки будущего специалиста; формирование профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста в процессе изучения гуманитарных дисциплин; использование личностно ориентированных педагогических технологий в процессе гуманитаризации подготовки будущего специалиста.

Литература:

  1. Бухтояров О.И. Университетская наука - современное состояние, проблемы, перспективы // Наука и образование Зауралья. - 1998. - № 1. - С.21

Библиографическая ссылка

Орлова В.В. Подготовка будущего специалиста в техническом вузе: гуманитаризация процесса образования // Современная социология и образование .
URL: http://econf.rae.ru/article/4434 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат