Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны, Россия
На определение теоретико-методологических подходов к построению системы формирования активного двигательного режима ребенка до 6 лет повлияли исследования многих авторов [1,2,3,4,5,6,7,8,9].
Разработанная нами модель педагогической системы формирования активного двигательного режима состоит из трех уровней (прямая связь, технология решения, обратная связь): первый уровень системы составляют такие компоненты, как цель, задачи и принципы; второй уровень системы, или технология решения, включает в себя такие компоненты, как двигательный режим, периоды адаптации, развивающая среда, физкультурно-оздоровительные технологии; третий уровень системы характеризует обратную связь (результат) и показатели эффективности.
Подсистема «Периоды адаптации» включает: антенатальный период; первый год жизни; период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ); процесс обучения в ДОУ. Подсистема «Развивающая среда» характеризуется как: пассивная среда; активная среда. Подсистема «Физкультурно-оздоровительные технологии» состоит из видов: «Гимнастика до рождения»; методика Г. Домана; экспрессивная динамическая гимнастика; программа адаптации к ДОУ; методика «Динамические позы». Подсистема «Показатели эффективности» включает следующие критерии адаптации к условиям внешней среды: двигательный режим и его характеристики (объем, интенсивность, продолжительность); двигательная активность в антенатальном периоде (тест Пирсона, УЗИ, КТГ, доплерография); шкала Апгар; темпы формирования статических и динамических функций; мышечный тонус; заболеваемость; физическое развитие; уровень и тип двигательной активности; речевая плотность занятия.
Экспериментально апробированная в ходе исследования педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка оказала эффективное положительное влияние на развитие процессов адаптации к условиям среды, что подтверждается достоверным изменением двигательной активности и ее характеристик (объем, интенсивность, продолжительность); снижением уровня заболеваемости и ее характеристик (продолжительность, количество случаев); становлением статических и динамических функций; снижением продолжительности и облегчением степени периода адаптации; улучшением уровня внимания, координации кисти, координационной функции нервной системы, гибкости, силы рук.
Библиография
Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А.Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Г.Доман. – М.: Аквариум, 1996. – С. 3-230.
Киселев, В.И. Потребность в двигательной активности: физиология, валеология, реабилитология. / В.И.Киселев, В.П.Куликов. – Новосибирск: Наука, 1998. – 150 с.
Лазарев, М.Л. Здравствуй!: учебно-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / М.Л.Лазарев.– М.: Мнемозина, 2004. – 248 с
Лубышева, Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И.Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 6. – С. 13-16.
Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А.Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
Сидоров, Л.К. Методологические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе непрерывного образования / Л.К.Сидоров // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2005. – № 4. - С.
Чимаров, В.М. Первый год жизни ребенка /В.М.Чимаров.–М.: Медицина,1988.– 144 с.
Библиографическая ссылка
Голубева Г.Н. Эффективность педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4475 (дата обращения: 24.12.2024).