Заочные электронные конференции
 
     
Эффективность педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка
Голубева Г.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ЭФ­ФЕК­ТИВ­НО­СТЬ ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКОЙ СИС­ТЕ­МЫ ФОР­МИ­РО­ВА­НИЯ

АК­ТИВ­НО­ГО ДВИ­ГА­ТЕЛЬ­НО­ГО РЕ­ЖИ­МА РЕ­БЕН­КА

Го­лу­бе­ва Г.Н.

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны, Россия

На оп­ре­де­ле­ние тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ских под­хо­дов к по­строе­нию сис­те­мы фор­ми­ро­ва­ния ак­тив­но­го дви­га­тель­но­го ре­жи­ма ре­бен­ка до 6 лет по­влия­ли ис­сле­до­ва­ния мно­гих ав­то­ров [1,2,3,4,5,6,7,8,9].

Раз­ра­бо­тан­ная на­ми мо­дель пе­да­го­ги­че­ской сис­те­мы фор­ми­ро­ва­ния ак­тив­но­го дви­га­тель­но­го ре­жи­ма со­сто­ит из трех уров­ней (пря­мая связь, тех­но­ло­гия ре­ше­ния, об­рат­ная связь): пер­вый уро­вень сис­те­мы со­став­ля­ют та­кие ком­по­нен­ты, как цель, за­да­чи и прин­ци­пы; вто­рой уро­вень сис­те­мы, или тех­но­ло­гия ре­ше­ния, вклю­ча­ет в се­бя та­кие ком­по­нен­ты, как дви­га­тель­ный ре­жим, пе­рио­ды адап­та­ции, раз­ви­ваю­щая сре­да, физ­куль­тур­но-оз­до­ро­ви­тель­ные тех­но­ло­гии; тре­тий уро­вень сис­те­мы ха­рак­те­ри­зу­ет об­рат­ную связь (ре­зуль­тат) и по­ка­за­те­ли эф­фек­тив­но­сти.

Под­сис­те­ма «Пе­рио­ды адап­та­ции» вклю­ча­ет: ан­те­на­таль­ный пе­ри­од; пер­вый год жиз­ни; пе­ри­од адап­та­ции к до­шко­ль­но­му об­ра­зо­ва­тель­но­му уч­ре­ж­де­нию (ДОУ); про­цесс обу­че­ния в ДОУ. Под­сис­те­ма «Раз­ви­ваю­щая сре­да» ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как: пас­сив­ная сре­да; ак­тив­ная сре­да. Под­сис­те­ма «Физ­куль­тур­но-оз­до­ро­ви­тель­ные тех­но­ло­гии» со­сто­ит из ви­дов: «Гим­на­сти­ка до ро­ж­де­ния»; ме­то­ди­ка Г. До­ма­на; экс­прес­сив­ная ди­на­ми­че­ская гим­на­сти­ка; про­грам­ма адап­та­ции к ДОУ; ме­то­ди­ка «Ди­на­ми­че­ские по­зы». Под­сис­те­ма «По­ка­за­те­ли эф­фек­тив­но­сти» вклю­ча­ет сле­дую­щие кри­те­рии адап­та­ции к ус­ло­ви­ям внеш­ней сре­ды: дви­га­тель­ный ре­жим и его ха­рак­те­ри­сти­ки (объ­ем, ин­тен­сив­ность, про­дол­жи­тель­ность); дви­га­тель­ная ак­тив­ность в ан­те­на­таль­ном пе­рио­де (тест Пир­со­на, УЗИ, КТГ, до­п­ле­ро­гра­фия); шка­ла Ап­гар; тем­пы фор­ми­ро­ва­ния ста­ти­че­ских и ди­на­ми­че­ских функ­ций; мы­шеч­ный то­нус; за­бо­ле­вае­мость; фи­зи­че­ское раз­ви­тие; уро­вень и тип дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти; ре­че­вая плот­ность за­ня­тия.

Экс­пе­ри­мен­таль­но ап­ро­би­ро­ван­ная в хо­де ис­сле­до­ва­ния пе­да­го­ги­че­ская сис­те­ма фор­ми­ро­ва­ния ак­тив­но­го дви­га­тель­но­го ре­жи­ма ре­бен­ка ока­за­ла эф­фек­тив­ное по­ло­жи­тель­ное влия­ние на раз­ви­тие про­цес­сов адап­та­ции к ус­ло­ви­ям сре­ды, что под­твер­жда­ет­ся дос­то­вер­ным из­ме­не­ни­ем дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти и ее ха­рак­те­ри­стик (объ­ем, ин­тен­сив­ность, про­дол­жи­тель­ность); сни­же­ни­ем уров­ня за­бо­ле­вае­мо­сти и ее ха­рак­те­ри­стик (про­дол­жи­тель­ность, ко­ли­че­ст­во слу­ча­ев); ста­нов­ле­ни­ем ста­ти­че­ских и ди­на­ми­че­ских функ­ций; сни­же­ни­ем про­дол­жи­тель­но­сти и об­лег­че­ни­ем сте­пе­ни пе­рио­да адап­та­ции; улуч­ше­ни­ем уров­ня вни­ма­ния, ко­ор­ди­на­ции кис­ти, ко­ор­ди­на­ци­он­ной функ­ции нерв­ной сис­те­мы, гиб­ко­сти, си­лы рук.

Библиография

  1. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А.Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 270 с.

  2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

  3. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Г.Доман. – М.: Аквариум, 1996. – С. 3-230.

  4. Киселев, В.И. Потребность в двигательной активности: физиология, валеология, реабилитология. / В.И.Киселев, В.П.Куликов. – Новосибирск: Наука, 1998. – 150 с.

  5. Лазарев, М.Л. Здравствуй!: учебно-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / М.Л.Лазарев.– М.: Мнемозина, 2004. – 248 с

  6. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И.Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 6. – С. 13-16.

  7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А.Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

  8. Сидоров, Л.К. Методологические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе непрерывного образования / Л.К.Сидоров // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2005. – № 4. - С.

  9. Чимаров, В.М. Первый год жизни ребенка /В.М.Чимаров.–М.: Медицина,1988.– 144 с.

Библиографическая ссылка

Голубева Г.Н. Эффективность педагогической системы формирования активного двигательного режима ребенка // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4475 (дата обращения: 24.12.2024).



Сертификат Получить сертификат