Центральная предметно-методическая комиссия по информатике Всероссийской олимпиады школьников, Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», г. Москва
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе, дистанционного образования. Важно также отметить, что это потребует использования, кроме Интернет и компьютерной техники, новых цифровых образовательных Интернет - телетехнологий.
В настоящее время в России сформирована достаточно обширная сеть цифровых образовательных ресурсов и услуг нового поколения, открытых для всех учреждений образования страны. С учетом этого обновляются учебники и учебно-методические комплекты к ним, создаются медиатеки, компьютерные лаборатории, электронные коллекции в Интернете, информационные системы поддержки обучения, в школы поступает новое цифровое оборудование и т.п. Более того, педагогам и учителям предлагаются не только новые образовательные ресурсы и сервисы, но и новые нормативные акты и регламенты, которые предполагают широкое обсуждение с учителями.
Все это предлагается учителю ежегодно как новый инструментарий педагогической практики. При этом охватить весь спектр обновлений для школ, а также оперативно встроить в работу учителя новые образовательные технологии, ежегодно выявляемые конкурсами ПНПО, «Учитель года», различными творческими состязаниями, конкурсами, инициированными издательствами, медиапроизводителями, педагогическими СМИ представляется затруднительным, даже используя интернет-сайты поддержки этих новаций. Возникла высокая потребность в создании специализированного телевизионного канала «Образование» для передачи всех инноваций в образовании на федеральном уровне в течение года оперативно «на стол» каждого учителя и централизованно.
Кроме того, цифровая телетехнология может быть также использована и для организации доставки образовательного контента в учреждения образования страны (видео, медиа, веб) из государственных электронных хранилищ системы образования, культуры, социальной сферы на основе цифровых телевизионных каналов. В настоящее время этот контент доставляется в школы через узкие и дорогостоящие Интернет-каналы, что практически исключает массовое использование разрастающегося государственного контента в образовательной и воспитательной работе школ. Доставка контента через цифровые телевизионные каналы, использование интерактивных устройств к телевизору позволило бы реально подключить детей и учителей страны к электронному контенту с помощью новых цифровых телетехнологий в каждой школе и каждом доме, открыв контент всем школьникам страны не только на уроках, но и в домашних условиях.
Особенно важен такой цифровой телеканал для консолидации и презентации инновационного опыта территориальных учительских сообществ, таких территорий, как Северный Кавказ, Юг, Центральная Россия, Сибирь, Поволжье, Северо-Запад, Дальний Восток, Урал, Алтай. Такие федеральные методические объединения традиционно сформировались в системе образовательных традиций с учетом духовной культуры народов нашей страны. Искусственное деление педагогических сообществ на территориальные округа не совсем эффективно. С учетом географии страны целесообразно сформировать в каждом из этих федеральных методических объединениях педагогов страны специализированную телестудию - образовательный медиапарк на 200 компьютеризированных рабочих мест, для проведения на базе этих медиапарков федеральных школьных и студенческих, а также педагогических профессиональных конкурсов, олимпиад, межотраслевых социо-культурных и педагогических конференций, учительских и студенческих съездов, форумов с обязательными прямыми трансляциями на страну в рамках телеканала «Образование».
Цель этих мероприятий – создать федеральный образовательный канал для передачи всех образовательных инноваций непосредственно каждому учителю «из рук в руки» и вовлечения в информационную активность учительства страны в рамках мероприятий по модернизации российского образования. Целевой аудиторией такого канала станет массовый учитель, родители и учащиеся, сообщество ученых-практиков и педагогическая общественность. Открытие такого канала можно было бы приурочить к акции Правительства России - объявить 2010 год Годом Учителя.
Обозначенные выше проблемы можно решать с помощью рубрик телеканала, приведенных в таблице ниже.
Рубрика
Задачи и участники
Школьный вестник
Новости школ , включая региональный компонент
Всероссийский педсовет «Наша новая школа»
Встречи с Правительством, телемосты с учителями и школами по актуальным вопросам модернизации российских школ. Проекту «Наша новая школа»
Час МОН РФ
Встречи с руководством МОН РФ, обсуждение проектов МОН РФ и т.п.
Вестник РАО
Встречи с учеными РАО по вопросам обновления содержания образования
Директор школы
Новое в работе школьного директора, обмен передовым опытом, встречи в студии и репортажи
Школьное самоуправление
Встречи с директорами школ и учащимися, родителями - опыт самоуправления в школе
Наша новая школа – телепутешествие
Репортажи из школ ПНПО
Школьное издательство
Учебник нового поколения (от издательств из федерального списка)
Цифровые образовательные ресурсы
От медиа производителей (по госконтрактам)
Государственные хранилища, порталы для школьного образования- доставка через телеканал
Инновационный учитель
Репортажи конкурсов ПНПО, Учитель года и др
Открытый урок
Телетрансляция уроков лучших педагогов страны, из уникальных лабораторий вузов…
Видеоархив - доступ
Уроки русского языка
Встречи с учеными, в том числе, зарубежными, обзор современных ресурсов для изучения русского языка, конкурсов рус языка…
Новинки ИКТ для школ
Репортажи с выставок, демонстрация нового оборудования для образования, обсуждение его с методической и здоровье сберегающей точек зрения
Новое оборудование для школ – теле семинар.
Обсуждения с производителями нового школьного оборудования (мебель, оснащение кабинетов, пожаробезопасное оборудование, и т.д.),
Школа здоровья
Здоровье сберегающие технологии в школе
Начальная школа
Спец передача – метод совет для учителей начального образования
Урок физкультуры
Обзор новых методик и педагогических практик в школах на уроках физкультуры
Методические советы для молодых учителей
Работа с молодыми педагогами
Классный час
Выступления ученых, педагогов и психологов по актуальным вопросам воспитания – как классный час на страну
Школа – вуз
Вопросы ЕГЭ, поступления в вузы, преемственности обучения
Школа – профессия
Вопросы профориентации, выбора НПО и СПО
История религий
Вопросы воспитания толерантности к вероисповедованию
Мир школьной библиотеки
Обзор электронных коллекций библиотек для использования в школьной программе
Телеэкскурсии по музеям России
Музейные коллекции России в школьной программе
Мастер-класс
Учитель- учителю – мастер классы из школ ПНПО и с уроков в рамках конкурса Учитель года
Родной край (клуб телепутешествий по краеведческим музеям в школах страны)
Региональные коллекции и краеведческие музеи как акценты национальной школы, анонсы конкурсов шк музеев,
Наставник
О работе с талантливой молодежью, центры дополнительного образования для детей, спортивные школы, центры эстетического воспитания, детские технопарки и конструкторские бюро, заочные школы
Вестник Всероссийских предметных олимпиад школьников (21 олимпиада)
При поддержке МОН РФ, Рособразования и Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников
Репортажи с региональных и заключительных этапов по 21 предмету, встречи с представителями предметных методических комиссий и победителями олимпиады, обзор методик работы по олимпиадной тематике..
Конкурсы и олимпиады
Творческие конкурсы, олимпиады вузов – репортажи с олимпиад, анонсы, обсуждения
Новости из регионов
Школьные новости, включение региональных отделов канала
Библиографическая ссылка
Цветкова М.С. СТРАТЕГИЯ ВСТРАИВАНИЯ ТЕЛЕТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4605 (дата обращения: 23.01.2025).