Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Бовкунович Елена Викторовна, руководитель Информационно-методического центра гимназии №7 г. Чехова Московской области, учитель химии, Победитель ПНПО-2008.
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойа
ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас. Поэтому нашему ученику - современному молодому человеку нужны навыки ИКТ, что чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни, в любом секторе учебы и экономики. Значит школа, и прежде всего учитель, должны подготовить ребенка к полноценной жизни и труду. Выпускник современной школы должен научиться самостоятельно перерабатывать большие объемы информации, уметь исследовать и устранять проблемы, активно действовать, принимать взвешенные решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности.
Умение современного учителя постоянно применять в учебно-воспитательном процессе элементы информационно-коммуникационных, исследовательских и деятельностных технологий, умение построить урок так, чтобы компьютер, электронные учебники, тренажеры, Интернет, сканер, принтер, цифровая фотокамера стали для ребенка знакомым и удобным способом получения, преобразования и подачи информации помогают дать современному ученику те учебные и культурные навыки, которые позже дадут ему возможность быть умелым и грамотным студентом, специалистом, профессионалом.
Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, удобные и привычные «проверка домашнего задания - новая тема-закрепление» решить задачи современного образования школьника невозможно.
Использование ИКТ, образовательных ресурсов Интернета на уроках идет в ногу со временем, позволяет активно вовлекать каждого ученика в познавательный процесс, создает условия для совместной работы в сотрудничестве для решения учебных проблем, учит широкому общению со сверстниками из других школ, регионов, открывает свободный доступ к необходимой информации из всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения. Но нужно учить детей делать это правильно, грамотно и культурно.
Многие педагоги (жаль, что не все) понимают необходимость организации процесса обучения на основе современных технологий, где в качестве источников знаний все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Информатизация образовательного процесса как новое направление в школьной педагогике сейчас гораздо более эффективно развивает и формирует личность ученика. Если школа заботится о своих результатах обучения, то она целенаправленно занимается созданием условий для реализации новых личностных функций педагога, умеющего правильно применять ИКТ, для повышения уровня его профессионального развития, готовности к инновациям, к освоению новых и разработке авторских методик, созданию индивидуально педагогической системы.
Известная истина, выраженная словами К.Д Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо продумать и правильно смоделировать урок. Для этого нужно, прежде всего, четко увидеть цели и задачи данного урока, его место в общей системе учебного курса, особенности возраста учащихся и класса, возможности продолжения темы и самостоятельной дальнейшей проработки ее детьми.
Понимая, что урок с использованием ИКТ – это информативно, интерактивно, красочно, экономно по времени, нужно так рассчитать структуру урока, чтобы позволить каждому ученику работать в своем темпе, а учителю дать возможность действовать в классе дифференцированно и индивидуально, оперативно контролировать и оценивать результаты, развивать тех, кому пока еще сложно сразу освоиться с миром восприятия предмета через ИКТ. Нужно помнить, что такой урок – не «парад методов», а занятие, нацеленное на обучение и воспитание.
Использование компьютерных, телекоммуникационных и Интернет -технологий в учебном процессе предполагает, что сам учитель уже хорошо умеет и учит детей вместе с предметом:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять грамотно и аккуратно поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям дома и на самом уроке;
разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Благодаря всеобщей компьютеризации и наличию Интернета у многих, учащиеся сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для большинства из них не является новым и неизвестным работа с различными редакторами и процессорами, использование ресурсов Интернета, компьютерное тестирование. Там, где по учебному плану информатика преподается с начального или среднего звена, где ребята рано знакомятся с возможностями компьютера и уже имеют конкретные практические умения, работа преподавателя строится проще и может быть более интенсивной, там же где информатика предусмотрена только для старшеклассников, учителю нужно быть более терпеливым и настойчивым в обучении детей навыкам информационных технологий. А моделируя урок не забыть выделить время для помощи тем, кто медленно усваивает материал и не стесняться привлекать к такой помощи более умелых учащихся. Поэтому нужно спроектировать разные виды заданий, и оценить творческий и аккуратный подход к их выполнению. При всем этом учитель должен не забывать про здоровье учащихся, не перегружать их, соблюдать технику безопасности.
Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения — ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам. Особое внимание и осторожность следует уделить подбору и разработке уроков с использованием ресурсов сети Интернет. Нужно предварительно не один раз перепроверить сайты по поиску и использованию школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательской деятельности, давать ссылки только на официальные проверенные источники, чтобы оказаться там, где «не всегда все разумно».
Безусловно, повезло тем педагогам, которые могут планировать занятия на интерактивной доске. И хотя это занимает гораздо больше времени при подготовке урока, чем к обычному уроку или уроку со ставшей привычной уже презентацией, это оправдывается себя последующими возможностями и результатами.
Интерактивные доски - не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности такой доски необходимо особенно тщательно спланировать занятие. Такие уроки, можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время для других классов и создаст хорошую электронную базу по предмету.
Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Педагогу нужно только не лениться освоить их программное обеспечение и не применять их просто как компьютер с проектором. Ведь программное обеспечение позволяет четко структурировать занятия, возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшать способы подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, к тому же им это очень нравится делать. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось, а дети стали успешнее.
Конечно, нельзя сказать, что результаты повысятся сразу благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Ведь большинство остальных уроков каждый день проходит для них по привычной и достаточно типичной схеме.
Преподавание же с помощью интерактивной доски имеет преимущества:
материалы к уроку можно приготовить и проверить элементы заранее - это обеспечит хороший темп и сохранит время для обсуждения,
можно создавать (заготовить) ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов на самом уроке. Кроме того, к доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование,
после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, на сайте школы, чтобы ученики всегда имели доступ к ним, могли повторить дома материал или расширить тему. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия уже вместе с дополнениями. Затем их можно использовать во время проверки знаний или повторения на других уроках.
В принципе само обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Нужно продумать сочетание индивидуальных и групповых форм работы, смену видов деятельности, разнообразие форм контроля. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Стандартный школьный урок, учитывая традиционные и современные педагогические и информационные технологии обучения совместно с интерактивными методами – можно смоделировать так:
подготовка к началу занятия, создание комфортной рабочей обстановки,
объяснение целей занятия, мотивация изучения темы,
актуализация опорных знаний,
введение в новую тему или анонсирующее тему задание (оно может повторяться несколько раз в разных видах в течение занятия, так как является его основой),
развитие темы при участии школьников с помощью ИКТ,
первичная проверка усвоенного с использованием ИКТ,
обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения, формулирование выводов и показ итога на доске.
Общая логика урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях компьютерная доска может стать особенно хорошим помощником, например, при индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя и систематизируя полученную информацию и самостоятельно делая умозаключения.
Учитель на доске может по-разному классифицировать материал, использовать возможности перемещения объектов, работы с цветом, привлечения учащихся в небольших группах к отдельным заданиям. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности, от его желания заниматься своей работой не только согласно «новой педагогической моде», а действительно обучая и развивая учеников.
Использование интерактивной доски и компьютерной техники на уроке не решит всех проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ним постоянно, на каждом уроке. Иногда это может пригодиться только в самом начале занятия или при подведении итогов. Вот для этого заранее и моделируются уроки в зависимости от их целей, типов, видов, содержания материала.
Использование ИКТ в целом в процессе обучения обеспечивает:
интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса,
многоаспектное развитие школьника,
подготовку выпускника к жизни в условиях информационного общества,
повышение педагогического мастерства учителей,
реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
5
Библиографическая ссылка
Бовкунович Е.В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4620 (дата обращения: 23.11.2024).